«Аэроэкспресс» без льгот

Правительство отменило льготу по плате за пользование инфраструктурой РЖД с 5 января для «Аэроэкспресса», компания повышает стоимость перевозки на 12,5%

Вчера «Аэроэкспресс» сообщил о повышении стоимости проезда в Москве на 12,5% до 450 руб. с 15 января. До этого «Аэроэкспресс» повышал стоимость перевозки в мае прошлого года - на 25% до 400 руб. Прежде цены повышались только в 2011 г. - на 6,6% до 320 руб.

Коммерческий директор «Аэроэкспресса» Рустам Акиниязов (его слова компания приводит в своем сообщении) называет эту меру «вынужденной». «Она связана в первую очередь с тем, что инфляция в прошлом году по стране составила 11,4%, тогда как за 2011-2013 гг. ее уровень не превышал 6-8%. Одновременно с этим с 5 января увеличилась и ставка за использование инфраструктуры для «Аэроэкспресса» в 100 раз», - отметил он.

Премьер Дмитрий Медведев подписал 5 января постановление, по которому пригородные пассажирские компании будут платить за использование инфраструктуры РЖД не 0,01% от тарифа, а 0,25%. Но льгота теперь касается только компаний, тарифы которых регулируются (раньше шла речь обо всех пригородных перевозчиках). А тарифы «Аэроэкспресса» не регулируются, так как существует альтернативный способ доставки пассажиров - пригородные поезда, поясняет представитель РЖД. Представитель ФАС на вопросы не ответил. До этого «Аэроэкспресс» платил РЖД, как все пригородные перевозчики: 0,01% от тарифа. Сколько теперь железнодорожному перевозчику придется платить РЖД и какая будет тарифная политика в дальнейшем, компания не раскрывает.

Перевозки в Московском регионе (до аэропортов «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово») приносят «Аэроэкспрессу» 85% выручки, следует из годового отчета компании за 2013 г. Компания занимается перевозками до аэропортов Казани, Владивостока и Сочи. Доля компании на рынке Московского авиаузла (МАУ) по итогам 2013 г. составила 22,4%, говорится в годовом отчете «Аэроэкспресса». Компания конкурирует с личным автотранспортом (33% - доля на рынке МАУ) и такси (34,6%), отмечает «Аэроэкспресс» в своих материалах. Повышение тарифа в меньшей степени повлияет на снижение пассажиропотока «Аэроэкспресса», чем снижение деловой активности, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Кроме того, доля на рынке железнодорожного перевозчика может снизиться до 20% и вырастет доля у такси, добавляет Бурмистров.

Пассажиропоток, как и выручка перевозчика в 2010-2013 гг., только рос (см. таблицу). Увеличилась она и в первом полугодии прошлого года - на 11,5% до 2,4 млрд руб. Сколько «Аэроэкспресс» может заработать на индексации, компания не раскрывает.