Статья опубликована в № 3762 от 02.02.2015 под заголовком: Суть дела: Как жить без импорта

Суть дела: Как жить без импорта

Сергей Колдаев, директор департамента государственного регулирования внешней торговли Минпромторга РФ

Считывая текущую внешнеполитическую ситуацию, я хотел бы проинформировать о работе, которую проводит Минпромторг по импортозамещению в соответствии с документами, утвержденными правительством России.

Один из документов - «План мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности», утвержденный 1 октября 2014 г. В соответствии с ним в среднем по отраслям обрабатывающей промышленности долю импорта в потреблении к 2020 г. планируется сократить с 51 до 39%. Важно, что достижение целевых ориентиров импортозамещения планируется обеспечить без вливания дополнительных средств, а за счет бюджетных ассигнований в рамках действующих [федеральных целевых] программ.

Второй документ - «План мероприятий по снижению зависимости российского ТЭК». Хочу отметить, что решение задач импортозамещения именно в гражданских отраслях базируется преимущественно на регулятивных мерах. Так, для формирования дополнительного спроса на отечественную продукцию предусмотрены меры, стимулирующие компании с госучастием на реализацию внутрикорпоративных программ импортозамещения. Будут одновременно задействованы механизмы как таможенного тарифного регулирования, так и стандартизации. Сейчас правительство завершает работу по рассмотрению долгосрочных программ развития госкомпаний, и было бы вполне логично отразить в них мероприятия по импортозамещению, а в системе мотивации менеджмента появились бы соответствующие ключевые показатели эффективности.

В соответствии с «Планом мероприятий по содействию импортозамещению» основная задача ближайших месяцев - разработка отраслевых планов с перечнями приоритетных и критических видов продукции и технологий, подлежащих импортозамещению в первую очередь. В отрасли машиностроения для нефтегазовой промышленности такой план уже разработан и утвержден распоряжением правительства.

Следующим шагом станет оценка возможностей конкурентоспособного замещения различных позиций силами отечественных предприятий. Исходя из этого будут подготовлены предложения по развитию импортозамещающих производств и по локализации на территории России производственных площадок зарубежных компаний. Результаты этой работы найдут отражение в действующих госпрограммах, а в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» будет разработана и утверждена подпрограмма развития производства.

В системе господдержки уже есть два инструмента, которые будут применены при реализации планов импортозамещения. Это Фонд развития промышленности и субсидирование затрат на НИОКР. Важную роль будет играть и новый инструмент промышленной политики - специальный инвестиционный контракт. Оба инструмента являются мерами поддержки, заложенными в закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (№ 488-ФЗ, принят 31.12.2014. - «Ведомости»).

Еще один инструмент, который должен быть задействован, - установление запретов, ограничений и приоритетов при осуществлении госзакупок (регулируются законом [о госзакупках] 44-ФЗ). Минпромторг разработал нормативно-правовые акты, устанавливающие запреты при государственных и муниципальных закупках для категорий продукции, относящейся к автомобильной, легкой промышленности и станкостроению. Мы в этой работе столкнулись с проблемой отсутствия в законодательстве ЕАЭС документа, четко регламентирующего понятие «товар Евразийского союза». Для определения, является ли товар произведенным на территории РФ, используются критерии переработки, указанные в соглашении «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ». Но правила СНГ разрабатывались для определения статуса происхождения товаров в экспортно-импортных операциях, а не для целей госзакупок.

Для решения этой проблемы Минпромторг совместно с информационно-аналитическим центром по вопросам внешнеторговой деятельности министерства готовит проект нормативного акта, определяющего критерии и статус евразийского товара.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать