Аналитика / Правила игры
Статья опубликована в № 3767 от 09.02.2015 под заголовком: Правила игры: Экономический ликбез

Стране нужен экономический ликбез

С экономически грамотным населением у бизнеса и правительства меньше проблем
Максим Буев

Население легче переживает кризисы, если понимает, что происходит в экономике.

Интересные результаты получил ФОМ в конце января: для подавляющего большинства россиян основным источником информации об экономической ситуации в России является телевидение. И 80% респондентов не знают экономистов, мнению которых можно доверять. Может, и бог с ними, с экономистами, если бы население в целом было хорошо подковано в плане базовых экономических знаний. Однако в стране, где экономика часто все еще воспринимается как пережиток марксистской политэкономии, это не так. Закрытие редких площадок, вроде Московской школы гражданского просвещения, ситуацию не улучшает.

Между тем телевидение, и центральное, и региональное, зачастую просто зомбирует зрителя анализом событий от всевозможных псевдоэкономистов, которые во всем видят заговор и происки мирового лобби еврейских банкиров. Хорошо аргументированных житейских советов и того меньше (статья Андрея Панова в «Ведомостях» от 29.01.2015 о том, что делать с деньгами, - редкое исключение).

В кризис, однако, резко возрастает интерес населения к тому, что будет происходить в экономике дальше. Где искать нужную информацию и как ее потом анализировать - непонятно. Что нам не хватает (как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных муниципалитетов) - так это порталов, которые бы доходчиво, без политической подоплеки, объясняли на пальцах природу происходящих событий и их возможные последствия.

Хорошо знакомый мне пример такого портала - это британская BBC. Она славится тем, что регулярно публикует популярные статьи из серии «экономика для чайников». Например, перед референдумом о независимости: «Шотландия говорит «нет»: что будет дальше?» или «Еврокризис: как выход Греции из еврозоны повлияет на вас?». В последнем случае статья доходчиво объясняет, во что выльется «Грыход» для различных категорий граждан - людей, собирающихся в Грецию на отдых; тех, кто держит деньги в греческих банках; для британских экспатов, живущих в Греции; для подданных королевы, имеющих греческую недвижимость; и для греков, живущих в Великобритании.

Подобная коммуникация необходима, чтобы в трудный момент избежать паники населения, например уменьшить вероятность набегов на банки. С экономически грамотным населением у бизнеса и правительства меньше проблем: не надо, например, ломать голову, спасать ли толпы заемщиков ипотеки в иностранной валюте. Сам бизнес хорошо осознает необходимость решения коммуникационной проблемы: это, например, обсуждалось на недавней стратегической сессии комитета по инвестициям правительства Санкт-Петербурга.

У нас есть хорошие традиции в эффективном предоставлении необходимой информации там, где она требуется. Всем знакомы плакаты в поликлиниках о том, как оказывать первую помощь, о признаках ВИЧ и т. п. Подобные же, постоянно обновляемые «плакаты» нужны и в области экономики. Надо только решить, где их вешать так, чтобы все об этом знали.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать