Магазины заморозят цены на продукты

«Дикси», «О’кей», «Ашан» обещают временно не переписывать ценники на избранные товары
Д.Абрамов/ Ведомости

Четвертый по выручке общероссийский продуктовый ритейлер, «Дикси», объявил вчера, что фиксирует розничные цены на «базовый продуктовый набор»: гречку, рис, пшено, макароны, подсолнечное и сливочное масло, муку, замороженную рыбу и пельмени. По истечении месяца сеть может пересмотреть условия акции и продлить ее, в общей сложности программа продлится три месяца, уточнила представитель «Дикси» Екатерина Куманина. Еще на 13 «наиболее востребованных товаров» ритейлер пообещал держать наценку в пределах 15% - сахар, соль, некоторые виды круп, муки, масла и на куриные яйца.

Все инфляционные риски «Дикси» берет на себя, заверяет Куманина: поставщики в этой акции не участвуют, поэтому никаких вопросов от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сеть не ожидает. Значительная часть продуктов, цены на которые «Дикси» обещает сдерживать, выпущена под собственными торговыми марками ритейлера: девять из 22 позиций (преимущественно крупы) - под брендом «Д», еще две (масло и макароны) - «Первым делом», говорит Куманина.

«Дикси» не единственная пытается приостановить инфляцию - замораживание цен будет массовым явлением, уверен исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов.

X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») хотя и не объявляла пока о замораживании, но готова фиксировать цены на ряд социально значимых продуктов, если сделать то же самое согласятся поставщики, говорит представитель этого второго по выручке в России ритейлера Владимир Русанов. А наценки на продукты питания, и не только социально значимые, сеть уже сейчас старается держать минимальные.

Стараться не повышать цены на основные продукты питания в течение двух месяцев обещал в начале января и третий по выручке «Ашан». Другая крупная сеть гипермаркетов, «О'кей», еще в конце 2014 г. на полгода зафиксировала цены на несколько видов продуктов в магазинах Северо-Западного региона, Сибири и Поволжья. Ритейлер договорился о фиксации цен с поставщиками, говорит представитель «О'кей» Марина Каган. Сеть гипермаркетов Globus заморозила цены на некоторые товары в гипермаркете во Владимире «по договоренности с администрацией», говорит представитель компании Наталья Рычкова. А после декабрьского скачка цен на хлеб Globus зафиксировал еще и цены на хлебобулочные изделия собственного производства во всех своих гипермаркетах.

Все это исключительно маркетинговые действия, ритейлу они позволят нарастить оборот, считает аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина.

«Это стандартная вещь: иногда ритейлеры замораживают цены на отдельную категорию, например крупы, или сокращают наценку на них, - напоминает она. - В данном случае такая акция коснулась социально значимых товаров». Если сеть берет на себя инфляционные риски, то ее валовая рентабельность снижается, констатирует Колбина, но рентабельность по EBITDA может и не пострадать - из-за снижения доли расходов на зарплату.

Заморозить цены магазинам выгодно и в связи с участившимися рейдами контролирующих органов. В конце января 2015 г. сотрудники прокуратуры в содружестве с чиновниками провели массовые проверки крупной розницы по всей стране. И обнаружили случаи повышения розничных цен за счет роста торговой надбавки - закупочная цена не менялась, утверждали они.

Крупнейшие ритейлеры рассматривают разные варианты фиксации цен - как при условии замораживания цен поставщиками, так и в одностороннем порядке, знает Карпов из АКОРТ. Но им надо будет согласовывать действия с правительством и ФАС, чтобы у чиновников не возникало подозрений в сговоре, считает он. Пока, правда, у чиновников таких подозрений не возникает. «Я очень осторожно отношусь к фиксированию цен со стороны государства, поскольку существует опасность дефицита. Но здесь речь идет об инициативе крупнейших игроков рынка», - сказал «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Раз ритейл пошел на такой шаг, значит, он просчитал свои риски и возможности и договорился с поставщиками о сохранении минимальных цен, рассуждает Евтухов. «Мы приветствуем любые инициативы представителей рынка, направленные на стабилизацию ситуации с продовольствием», - резюмировал он.

Эмбарго «помогло»

15,4% настолько подорожали в 2014 г. продукты питания, следует из доклада Минэкономразвития об итогах 2014 г. Годом ранее цены на продовольствие выросли только на 7,3%. Доля девальвации рубля в прошлогоднем подорожании - 6,1 п. п., эмбарго на ввоз продуктов из США и стран ЕС, объявленное Россией в августе, - 3,8 п. п. Продовольственные товары, импорт которых запрещен, за 2014 г. подорожали на 17,9%, в том числе после введения эмбарго - на 8,1%.

Если федеральные или региональные власти предложат ввести госрегулирование цен на социально значимые продукты, правительство рассмотрит это предложение на комиссии по мониторингу и оперативному реагированию, говорит представитель вице-премьера России Аркадия Дворковича. Но пока на повестке дня такого вопроса нет.

За ценами следят и региональные чиновники. Ценовая политика торговых сетей в Татарстане под постоянным контролем президента республики Рустама Минниханова, обсуждается на всех совещаниях в правительстве, заверяет руководитель пресс-службы президента Татарстана Андрей Кузьмин. Регулярно проходят совещания о ценах на социально значимые товары и с властями Новосибирской области, говорят совладелец новосибирской компании «Холидей» Николай Скороходов и совладелец торгового холдинга «Сибирский гигант» Николай Манцуров. Власти дают рекомендации не только ритейлерам, но и производителям, добавил Манцуров.

А в ряде регионов чиновники подписывают с местными сетями специальные соглашения о взаимодействии. Например, комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга подписал такие соглашения с «О'кей», Kesko, ТД «Реалъ» и готовится подписать с «Лентой» - это должно помогать стабилизировать цены, пояснил представитель комитета.

В подготовке статьи участвовали Екатерина Бурлакова, Мария Кунле, Евгений Ракуль, Александр Воробьев, Денар Сулейманов, Евгений Федоров