Статья опубликована в № 3769 от 11.02.2015 под заголовком: Государство само себе партнер

Минэкономразвития хочет ограничить участие госбанков в ГЧП

Но по просьбе банков эта норма заработает через пять лет после принятия законопроекта о ГЧП
  • Маргарита Лютова
Без денег госбанков многие проекты ГЧП могут не появиться (на фото - Западный скоростной диаметр)
А. Тарасенков /Интерпресс / PhotoXPress

Минэкономразвития предлагает ограничить участие госкомпаний и госбанков в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП) на стороне частного партнера. Такая норма содержится в обновленной редакции законопроекта об основах ГЧП, который сейчас дорабатывается ко второму чтению (копия есть у «Ведомостей»).

Согласно законопроекту «на стороне частного партнера» не сможет выступить компания либо банк, в которых Российская Федерация, регион или муниципалитет прямо или косвенно контролируют свыше 50%, а также подконтрольные им дочерние предприятия. Окончательного решения относительно этой нормы нет, законопроект дорабатывается, уточняет чиновник, участвующий в обсуждении документа.

Проблема так называемого публично-публичного партнерства характерна для начальной стадии развития рынка ГЧП, замечает юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Остается либо ждать, пока рынок частного капитала обретет уверенность в себе и в ГЧП, либо направить этот рынок по правильному пути, а это как раз можно сделать через принятие закона. Смысл закона о ГЧП - привлечь частные деньги не просто в экономику, а в социально значимые проекты, считает Иванова: «В этой логике ограничение государственного участия со стороны частного партнера могло бы быть эффективно». Если не ввести такое ограничение, немного размывается сама логика развития рынка ГЧП, согласен партнер PwC Дмитрий Ковалев: «Останется ГГП».

Правда, в процессе обсуждения Минэкономразвития решило подумать об отсрочке введения этого ограничения - на пять лет с момента принятия закона. Переходный период для данной нормы обсуждается, сообщил представитель Минэкономразвития: отсрочка позволит расширить перечень потенциальных проектов.

Переходный период на пять лет - это совместное предложение крупнейших банков, передал через пресс-службу исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Есть риск, что в текущих условиях крупнейшие банки в случае принятия такой нормы просто не смогут участвовать в проектах ГЧП, указывает партнер Hogan Lovells Александр Долгов. «Если ввести ограничение сразу, без переходного периода, рубанем несколько проектов», - признает один из участников обсуждения.

Сейчас один из наиболее активных инвесторов в концессионные проекты и региональные проекты ГЧП - входящий в группу ВТБ «ВТБ капитал». Он выступает не просто как финансирующая организация, а, как правило, входит в капитал консорциума, подающего заявку на конкурс (см. врез). Представители группы ВТБ поднимали этот вопрос, знают два участника обсуждения. Пресс-служба «ВТБ капитала» от комментариев отказалась.

Концессии для всех

Положения закона о ГЧП не будут распространяться на концессионные проекты, говорится в законопроекте. Возможно, в целях единообразия также имело бы смысл предусмотреть аналогичное ограничение на госдолю и в законе о концессиях, рассуждает Ковалев. В иной конфигурации концессия останется единственным окном для госбанков.

Газпромбанк также интересуется рынком ГЧП. Так, банк выступил одним из инвесторов по концессионному проекту платной дороги в обход Одинцова и по петербургскому ГЧП-проекту платной дороги Западный скоростной диаметр. Газпромбанк активно участвует в обсуждении законопроекта и заинтересован в дальнейшем реализовывать не только концессионные проекты, но и проекты по другим моделям ГЧП, замечает Чичканов: именно поэтому и потребовалась отсрочка для этой нормы.

Ограничение, даже когда оно будет действовать, коснется только компании, которая подписывает соглашение о ГЧП как частный партнер, но не финансирующей организации, следует из текста законопроекта. Но если в качестве финансирующей организации выступает госбанк, получается, что идея привлечения частных денег в проект с экономической точки зрения не работает, рассуждает Иванова. К тому же ограничение на участие государства в капитале касается только проектной компании. То есть госбанки все равно могут выступать на стороне частного партнера в лице акционера (учредителя), имея долю в проектной компании ниже 50%, объясняет Ковалев.

Реалии сейчас таковы, что без участия банков в капитале привлечь инвесторов будет сложно, отмечает Долгов. Инвесторы соглашаются на долю банков в проектной компании не от хорошей жизни, говорит сотрудник одной из компаний, участвующей в концессионных проектах: иначе банки предлагают менее выгодные условия финансирования. Сейчас это распространенная проблема в концессиях, рассказывает другой участник рынка: когда концессионер начинает с банком переговоры о финансировании, крупные банки предлагают деньги по неподъемной для инвестора ставке, а на более комфортные условия согласны только в обмен на долю в проектной компании.

В нынешних условиях, когда денег на рынке мало, конкуренция между банками на конкурсах ГЧП выглядит не очень конструктивной, говорит партнер EY Александр Ерофеев. Лучше работать над тем, чтобы банки еще на этапе конкурса предлагали участникам ориентировочные условия финансирования, а не стремились бы получить мажоритарную долю в консорциуме, советует он. Тогда у инвесторов, которые победят на конкурсе, будет выбор источников финансирования, заключает Ерофеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать