«Трансмашхолдинг» хочет продать вагоны в Египет

В России покупать новые вагоны пока некому, а девальвация сделала экспорт выгодным
М.Стулов/ Ведомости

Крупнейший производитель пассажирских вагонов и локомотивов в России «Трансмашхолдинг» (ТМХ) ведет переговоры с «Египетскими национальными железными дорогами» о поставке 700 пассажирских вагонов, сообщил «Ведомостям» представитель машиностроительного холдинга. Деталей переговоров он не раскрыл.

В 2012-2013 гг. ТМХ экспортировал только 5% продукции - в страны СНГ, Европу и Центральную Азию, говорится в отчете машиностроительной компании за 2013 г. Покупателями остальных 95% стали РЖД и Московский метрополитен. Правда, в 2013 г. входящий в машиностроительный холдинг «Метровагонмаш» заключил с «Сербскими железными дорогами» контракт на поставку 27 дизель-поездов (сумма $100 млн). ТМХ не раскрыл, сколько произвел в 2014 г. пассажирских вагонов.

Крупнейший покупатель техники машиностроительной компании - РЖД и ее «дочки». Но железнодорожная монополия сократила закупки пассажирских вагонов: в этом году она законтрактовала лишь 25 вагонов, в прошлом году объем поставок был 213 вагонов. Сократила РЖД и закупки локомотивов - в этом году монополия планирует закупить 467 штук (это на 30% меньше, чем в 2014 г.). Но с локомотивами в этом году у РЖД возникла проблема - монополия рассчитывала оплатить их деньгами из ФНБ, которые она получит только весной. Наращивать же закупку локомотивов РЖД намерена лишь в 2016 г.

«Трансмашхолдинг»

Машиностроительный холдинг владельцы - РЖД (25%), Alstom (25%), Искандер Махмудов, Андрей Бокарев и партнеры (50%). выручка (РСБУ, 9 месяцев 2014 г.) - 51,6 млрд руб., чистая прибыль - 12,2 млрд руб.

Из-за снижения объема заказов со стороны РЖД ТМХ приостановил производство почти на всех площадках и планирует сократить около 20% сотрудников. Из-за девальвации рубля экспортировать вагоны сейчас выгоднее, чем продавать их на внутреннем рынке, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Однако рынок сбыта для российских машиностроительных компаний ограничен, отмечает эксперт. Он считает, что есть шансы заключить контракт, например, с клиентами из стран Ближнего Востока, но там придется конкурировать с китайскими производителями. Для ТМХ сейчас важно обзавестись новыми заказами, отмечает эксперт: на 30 сентября 2014 г. компании в течение года нужно было вернуть 5,6 млрд руб. банкам, а для рефинансирования сейчас не самое подходящее время.

Потенциальными рынками сбыта для могут стать те, «на которые ранее осуществлялись поставки российской техники, а также новые развивающиеся из отдельных стран Азии и Африки», отмечается в Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 г. К 2020 г. объем экспорта вагонов и локомотивов может составить 18%, к 2030 г. - 22%.