В кризис набирать сотрудников будут активнее, чем сокращать

26% российских компаний собираются увеличить штат
Д.Абрамов/ Ведомости

Минтруд с нового года перешел на еженедельный мониторинг количества официально зарегистрированных безработных в России. Панические настроения на рынке труда растут. Между тем результаты исследования изменения численности персонала, в котором приняли участие 719 представителей российских компаний, зарегистрированных в банке данных заработных плат HeadHunter, выглядят совсем не так негативно. Многие работодатели не только не планируют сокращений, но собираются набирать новых сотрудников.

Доля компаний, планирующих увеличивать численность персонала (26%), даже превышает долю компаний, планирующих его сокращение (20% компаний).

«Также важно, что доля компаний, у которых планы еще не определены, стала существенно ниже по сравнению с декабрем - на сегодняшний день таких всего 8%, а тогда по крайней мере было вдвое больше, - подчеркивает Наталья Данина, руководитель проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter». - Справедливости ради стоит отметить, что сократить компании планируют большее количество персонала (до 20%) по сравнению с планами найма (до 10%)».

Гостеприимству конец

Интереснее всего данные исследования смотрятся при анализе изменения численности персонала по профессиональным областям. Самая безнадежная ситуация, судя по данным, ожидается в индустрии гостеприимства. Ни один представитель отрасли не сказал, что компания планирует увеличить численность персонала. 80% компаний собираются сокращать сотрудников на 10-20%. В половине компаний под сокращения попадает юридическая поддержка.

В розничных сетях царит разброд. 50% компаний планируют сокращать персонал, а 43%, наоборот, увеличивать штат.

Позитивнее всего дела обстоят в сфере IT - 53% респондентов планируют набирать новых разработчиков и расширять производство. Увеличивать штат компании планируют прежде всего за счет сотрудников, занимающихся техническим обслуживанием, монтажом оборудования и сервисом, а также продажами и обслуживанием клиентов.

Большинство компаний (35-38%) планируют изменение численности персонала в ту или иную сторону в пределах 10%. Лишь 4% принявших участие в опросе намерены сократить более 30% сотрудников.

Топы усидят

Меньше всего компании готовы в данный момент к изменениям в топ-менеджменте. Лишь 5% собираются увеличить управленческую команду, а сокращать руководителей думают всего 2% респондентов.

Большие изменения произойдут и в индустрии консалтинга управленческих команд, полагает Анна Кофф, старший консультант RosExpert. Она ожидает спада - вслед за бизнесом, сервисом для которого являются компании executive search. Но знает точно, что компании не перестают нанимать людей и в кризис. «Меняется профиль - набор компетенций, востребованных компаниями. Важно уметь идентифицировать таких людей - не только на рынке, но и внутри самих организаций», - поясняет Кофф.

Наибольшие изменения численности затронут прежде всего рядовой персонал. Почти треть компаний собирается нанимать новых сотрудников, 12% - сокращать. А четверть компаний и вовсе пока не определись с судьбой рядового персонала в 2015 г.

Традиционно пострадают административные профобласти, поясняет Данина. Нецелесообразность повального сокращения маркетологов, секретарей, бухгалтеров показал предыдущий кризис, но факт остается фактом: первым лицам компаний кажется, что эти должности напрямую не влияют на бизнес и отказ от них скорее позволит сэкономить, чем приведет к потерям.

Ломать не строить

Многие компании активно готовиться к кризису начали загодя - им сокращать уже некого. Лишних не осталось.

Задача сократить управляющую компанию на 30% была поставлена перед менеджментом группы «Продо» еще в прошлом году. «Управленцев на 30% мы не сократили, но на 15% - да, - признает Алена Андриянова, HR-директор группы «Продо». - У нас управленческий персонал - это все сервисные функции, HR, бухгалтеры, управление. Нам надо было оптимизировать сервисные функции. Сейчас в компании 8500 рабочих и 8500 управленцев. Мы нашли необходимый баланс. У меня даже ресурсов уже нет для оптимизации», - утверждает Андриянова.

Сокращение штата в период кризиса не самая эффективная мера по борьбе с издержками, считает Дмитрий Зотов, гендиректор лизинговой компании «Трансфин-М». В соответствии с трудовым законодательством России процедура увольнения ведет к резкому росту издержек в моменте, а в годовом соотношении суммы сопоставимы с расходами на сохранение прежней численности штата. В 2015 г. сокращение сотрудников не создаст эффекта экономии и проводить его нецелесообразно. Зотов считает, что в кризис, наоборот, появляется возможность сформировать хорошую команду.

«В кризис в России мы наращиваем персонал - это всегда было политикой Air Charter Service, - утверждает Азат Мулгимов, гендиректор российского подразделения компании. - То же самое мы сделали во время кризиса 2008-2009 гг. - и выиграли. Кризис заставляет нас более внимательно оценивать эффективность каждого сотрудника и при необходимости чистить кадры, т. е. заменять неэффективных эффективными. Это в первую очередь касается, конечно, отдела продаж как основного ресурса компании».

Охота на разработчиков

IT-компании не только будут активно нанимать новых специалистов в этом году. Охота за российскими разработчиками обострится, предрекают участники рынка.

«В связи с валютными скачками рынок зарплат IT-специалистов в долларовом эквиваленте упал в 2 раза. Нанимать разработчиков в России стало очень выгодно, растущий мировой спрос на рынке IT-труда тем или иным способом устремится в Россию, - убежден Владимир Климонтович, технический директор и сооснователь компании GetIntent. - Поэтому мы ожидаем серьезного отскока на рынке специалистов». Его компания успела выйти на международный рынок до начала кризиса, поэтому валютный обвал не повлиял на развитие компании, позволил сохранить темпы роста и даже, по словам Климонтовича, увеличить скорость развития. В этом году его компания планирует привлечь в штат еще до 10 новых разработчиков.

«Концепция большинства успешных IT-компаний всегда была основана на балансе автоматизации и профессионализма сотрудников, что позволяет исключить проблему кадрового профицита, - говорит Алексей Королюк, гендиректор Reg.ru. Поэтому сокращений в компании мы не планируем, тем более что все члены действующей команды - от топ-менеджмента до сотрудников техподдержки - профессионалы в своей области и элита отрасли».

Поменяют оттенок

В тех компаниях, где планируют сокращение численности, расставание по соглашению сторон - самый популярный способ прекращения трудовых отношений. С одной стороны, это самый безопасный способ для работодателя с точки зрения потенциальных трудовых споров. С другой - он позволяет работнику поторговаться об условиях выхода из компании. Достаточно популярны гигиеничные меры по сокращению рабочих часов - они позволяют удержать сотрудников, но экономить на ФОТ. Отпуск без сохранения заработной платы позволяет сотруднику, оставаясь формально трудоустроенным, искать новую работу или подрабатывать. Ну и, наконец, вариант ответа про переход в серую зону. «По моим ощущениям, не все компании честно ответили на этот вопрос. Но точно можно говорить о том, что не менее 5% компаний, которые до этого были полностью белыми, поменяют свой оттенок в борьбе за выживание», - заключает Данина.