В России началась кампания по защите пенсионеров от ритейла

На фоне экономического кризиса торговый бизнес – главный кандидат на роль нового врага

Защита пенсионеров от ритейла превращается в политическую кампанию - на фоне экономического кризиса торговый бизнес является главным кандидатом на роль нового врага. 3 февраля в отделе полиции Кронштадта скончалась от сердечного приступа пенсионерка-блокадница Рауза Галимова - полицейские задержали ее в магазине «Магнит», сотрудники которого заподозрили ее в краже трех пачек масла. Трагический случай вызвал волну возмущения в СМИ и соцсетях, возбуждение Следственным комитетом уголовного дела (13 февраля директору магазина Ольге Конюховой предъявлено обвинение в самоуправстве и причинении смерти по неосторожности), многочисленные проверки контролирующих органов. Прокуратура добивается приостановления работы магазина - там нашли нарушения всего (пожарной безопасности, требований техрегламентов, прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, санитарно-эпидемиологических норм). Роструд объявил о начале проверки всей сети «Магнит», так как там зафиксирован «крайне высокий уровень производственного травматизма».

Несчастные случаи с пенсионерами бывают в магазинах, как и в других местах. Грубость сотрудников сферы услуг, как и госучреждений, - частое явление в России. В истории с трагической гибелью Галимовой совпало несколько факторов: бабушка была блокадницей, на дворе кризис и сильный рост цен в торговле, в мобилизованном властью обществе чрезвычайно высокий уровень агрессии, а тут «провинилась» крупнейшая продуктовая сеть. В такой ситуации защита чести умершей блокадницы - идеальный пункт политической повестки.

Возмущены депутаты Госдумы. Петербургские депутаты предложили законодательно запретить административный арест для граждан старше 75 лет (что вряд ли помогло бы Галимовой - у нее не было с собой документов). СМИ раскручивают популярную тему «пенсионеру нагрубили в магазине». Неравнодушная общественность провела пикеты и бойкоты магазинов сети «Магнит». В нескольких регионах активисты МММ на улице раздавали старушкам масло.

В истории с «Магнитом» гражданам есть против кого солидаризироваться. Россияне недолюбливают бизнес. По данным «Левада-центра», российский бизнесмен в представлении граждан отличается жаждой наживы, склонностью к жульничеству и махинациям, неразборчивостью в средствах достижения целей, нежеланием честно трудиться, авантюризмом, низким уровнем общей культуры. Ну и, разумеется, приватизация была грабительской.

Нынешний кризис уже обеспечил ритейлерам пристальное внимание прокуратуры и ФАС, которые пытаются административно ограничить рост цен. Торговые сети - «желанный клиент» для правоохранителей: у «Магнита» в 2014 г. чистая прибыть выросла на треть. Выгодно и политикам: есть какая-то натяжка в том, чтобы обвинять в росте цен на капусту бандеровцев и американский госдеп; а вот отечественные «спекулянты» вполне могут «наживаться на народном горе».