48% компаний заказывают тренинги «в темноте»

«Невидимость» помогает отказаться от шаблонов, утверждают эксперты
А. Таранин

В полной темноте стена, случайно подвернувшаяся под руку, кажется спасительной опорой. Чувствуешь себя... примерно как рыба на суше. А вот слабовидящие тренеры Наталья и Павел - как рыбы в воде. Они просят группу найти на ощупь стол и сесть за него так, чтобы имена людей шли в алфавитном порядке: Александра, Анна, Мария, Светлана... Люди сталкиваются друг с другом, извиняются, неловко хватают стул за стулом и наконец рассаживаются.

Собрать матрешку

В начале тренинга надо собрать в темноте матрешку - задача, с которой при свете дня справился бы и ребенок. Каждый получает половинку игрушки. В темноте возникает дискуссия: как понять, у кого какого размера деталь. Одни измеряют свою часть пальцами, другие пытаются определить диаметр в сантиметрах. Все говорят одновременно, но, похоже, никто никого не слушает. Пять минут задания истекли, матрешка так и не собрана.

Такая же неудача постигает наш случайный коллектив, когда мы пытаемся разложить в определенном порядке деревянные треугольники, трапеции и кубики и когда строим из веревки идеальный квадрат, на ощупь продвигаясь по темному помещению. И все же, несмотря на сумятицу и неумение договориться, к концу второго часа мы постепенно начинаем ощущать себя командой.

«В темноте легче общаться с другими людьми, больше желания их понять и сотрудничать. Детская мечта стать невидимкой хотя бы на какое-то время реализована», - улыбается участница тренинга Евгения Окаемова из компании KPMG.

Темнота снимает социальные барьеры. Когда человек не видит собеседника, он чувствует больше свободы в общении, люди легче переходят на «ты», замечает Екатерина Виленкина, директор проекта Russia Consulting.

Люди реагируют на темноту по-разному: она пугает или мобилизует, вызывает на откровенность или заставляет спрятаться в своей скорлупе. Поэтому нельзя исключать, что в кромешной тьме иная команда, наоборот, разрушится, предупреждает Екатерина Лопухина, психолог, управляющий партнер компании «План Б» по карьерному коучингу.

Метод профессора

Рынок тренингов переполнен, компании испробовали уже все, что возможно. Старые формы надоели, хочется такого, что действительно взбодрит и мотивирует людей, отмечает Лопухина. В ход идут театральные импровизации, тренинги на футбольном поле, разнообразные игры.

«Экстрим заказывают те компании, которым все приелось. Часто это несерьезный подход. Я больше ценю клиентов, которые сначала выявляют «дефицитную зону», а только потом думают, какой тренинг им нужен», - отмечает Тагир Булавин, бизнес-тренер и консультант по управлению.

Тренинг «Диалог в темноте» нельзя отнести к экстремальным курсам, которые предлагает рынок, утверждают его организаторы. Концепцию «Диалог в темноте» создал в 1988 г. немецкий журналист и социальный предприниматель Андреас Хайнеке. Идея пришла ему в голову в ходе сотрудничества с фондом поддержки слепых. Он организовал интерактивную выставку в Гамбурге, где в полной темноте посетители под руководством слепых тренеров прогуливались по городу с магазинами, кафе и шумными магистралями, заходили в лес и пересекали речку.

Чуть позже Хайнеке начал проводить бизнес-тренинг «Диалог в темноте», который развивает лидерские качества и умение сотрудничать в команде. За все время существования проекта его участниками стали 7 млн человек более чем в 30 странах мира.

С 2012 г. тренинг проводится по франшизе в Москве компаниями «Маркет компас» и Russia Consulting. По словам Виленкиной, в 2013-2014 гг. 48% компаний заказывали его с целью повышения эффективности командной работы, 14% - для формирования лидерских качеств и обучения управлению эмоциями, а 4% - с целью высвобождения креативных ресурсов для решения профессиональных задач.

Эффективность под вопросом

Если бы общение в темноте было эффективным, то об этом задолго до нас знали бы древние греки и римляне, шутит Константин Савкин, бизнес-тренер и автор семинаров для собственников и топ-менеджеров. А если говорить серьезно, продолжает он, то темнота, конечно же, вызывает страх и стресс. Это, с одной стороны, позволяет манипулировать аудиторией, с другой, как любая опасность, дает людям возможность на время сплотиться и более слаженно работать.

«Цель при этом маркетинговая, потому что все необычное и экстремальное хорошо продается. Но польза для бизнеса неясна. Когда включается свет, все возвращается на круги своя», - полагает эксперт.

У организаторов тренинга на это иной взгляд. Психотерапевт Иван Кириллов уверяет в интернет-презентации проекта, что темнота - безопасная модель кризиса. Она заставляет людей слушать друг друга как никогда, потому что без доверия в полной тьме ничего не получится. «Именно поэтому 75% участников начинают использовать навыки, полученные в этих тренингах, сразу после их окончания», - заявляет Кириллов.

Что осталось «за кадром»

«Диалог в темноте» похож на многие другие командообразующие тренинги, где на участников накладывают ограничения, будь то лишение зрения, движения или речи. Отсюда - поиск новых способов коммуникации, констатирует Наталья Федрушкова, владелец и гендиректор Smartberry Event Solutions.

Людям приходится думать о том, что при обычном общении остается за кадром, и искать способы обойти эти ограничения. Это развивает «мягкие» социальные компетенции, которые столь важны в условиях разворачивающегося экономического кризиса, считает Максим Пескин, консультант отдела исследований и разработок CEB SHL. От сотрудника сейчас требуется не столько быть специалистом в своей узкой области, сколько уметь быстро разбираться в любых новых ситуациях, адаптироваться к изменениям, налаживать связи и формировать команды.

За два с половиной часа, конечно, нельзя сформировать конкретный навык, убеждена Екатерина Сыроватская, начальник управления по работе с трудовым коллективом генеральной дирекции компании «Северсталь» и одна из участниц тренинга. «Просто приходит понимание того, насколько важно пользоваться всеми каналами взаимодействия, оптимально использовать время, четко структурировать общение и распределять задачи между людьми», - поясняет она.

Три правила успеха

Екатерина Сыроватская из «Северстали» считает, что для успешности работы команды в темноте надо:
обязательно проговорить до входа в темноту те задачи, которые стоят перед группой; дать группе возможность работать в темноте по спонтанному плану; при свете разобрать все, что произошло в темноте.

Новые грани

Самый важный урок, который уяснила наша группа, можно сформулировать так: надо уметь слышать и слушать. В конце тренинга нам удалось успешно раздать в темноте чашки и блюдца, разрезать пирог и разлить всем кофе и чай. Мы смеялись и мило беседовали. Но одного яркого лидера в нашей группе так и не нашлось.

«Все зависит от группы», - пожимает плечами Виленкина. Однажды, например, тихий и молчаливый сотрудник, которого никто при свете не замечал, в темноте вдруг стал лидером группы. А в другом случае номинальный начальник отдела обнаружил, что в темноте его авторитет растворился без следа. На первый план вышел неформальный лидер, этакий «серый кардинал».

Темнота хороша тем, что открывает новые грани характера, позволяет присмотреться к себе, увидеть свои стереотипные и естественные реакции, понять шаблоны собственного поведения, делает вывод Окаемова из KPMG.