Минпромторг готовит программу поддержки автомобильного лизинга

Так чиновники надеются поддержать продажи. Это поможет, согласны автопроизводители
Д.Абрамов/ Ведомости

Минпромторг разрабатывает программу господдержки автомобильного лизинга, сообщил вчера министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «Мы будем готовы через несколько дней с такой программой и выйдем с инициативой в правительство», - передал его слова «Интерфакс». Этот вопрос в числе прочих обсуждался на вчерашнем совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Поддержка автолизинга - инициатива представителей отрасли, пояснил сотрудник одного из автозаводов. По его словам, предлагается субсидировать часть лизинговой ставки, провести докапитализацию Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) для развития автолизинга. На это может потребоваться 4-5 млрд руб., говорит он. Объем и форма поддержки не выбраны: Шувалов дал поручение проработать доступные схемы лизинга, сказал представитель вице-премьера. Представители Минпромторга и ГТЛК на вопросы не ответили.

По итогам девяти месяцев 2014 г. российский рынок лизинга сократился на 10% до 522 млрд руб., но доля автолизинга выросла на 10,5 п. п. до 32,3% (17,3% пришлось на грузовой автотранспорт, 15% - на легковой), подсчитали в «Эксперт РА». Причины роста - «активное участие лизинговых госкомпаний в «розничных» сделках, высокая ликвидность имущества», говорится в его исследовании.Госпрограмма автолизинга поддержит продажи на падающем рынке (к примеру, продажи легковых автомобилей и LCV в 2014 г. упали на 10,3%, в 2015 г. могут сократиться на 24%, по оценке АЕБ) при росте цен на машины и удорожании займов, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. «Инструмент будет эффективным, потому что обсуждается программа целевой поддержки конечных потребителей, а не производителей или продавцов», - говорит вице-президент «Европлана» Александр Михайлов. «Решение о поддержке лизинга критически важно при падении платежеспособного спроса, эта мера будет иметь мультипликативный эффект с другими программами стимулирования», - считает вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Лизинговые продажи автобусов группы ГАЗ в январе 2015 г. упали на 70% (к январю 2014 г.), LCV - на 55%. В основном из-за резкого роста ставок лизинга, ужесточения требований к лизингополучателям, падения платежеспособного спроса, перечисляет Матвеева. По словам Михайлова, ставки лизинга выросли, как и ставки в банках.

Но больший эффект может дать возобновление госпрограммы льготного автокредитования, сказал представитель Renault (этот вопрос еще не решен. - «Ведомости»). Об этом говорит и сотрудник другого автозавода. По словам представителя Шувалова, вице-премьер призвал автопроизводителей не полагаться только на господдержку, развивать экспорт и снижать издержки, отслеживая ситуацию на рынке труда.