Центробанк будет по-новому надзирать за банками

Регулятор будет оценивать их на основании экспертного суждения, уделяя особое внимание акционерам
Д.Абрамов/ Ведомости

В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо Центробанка территориальным учреждениям, описывающее, как проводить дистанционный надзор за банками, в частности их проблемными активами. Получение в январе такого письма подтвердили сотрудники двух управлений ЦБ.

Оценка банковских активов должна быть содержательной, представлять собой экспертное суждение об их качестве и возможных реальных потерях банка, подчеркивает ЦБ, она должна опираться на анализ экономической природы банковских операций и носить системный характер.

«Следует учитывать, что оценка уровня потерь по активам может отличаться от уровня, формально требуемого в соответствии с нормативными актами ЦБ, в частности, при выявлении определенных проблемных активов», - говорится в письме. В качестве примера ЦБ перечисляет технические кредиты, активы с явными признаками обременения, активы, стоимость которых не может быть «надежно определена», ценные бумаги, права собственности на которые учитываются в нехарактерных для рыночной практики депозитариях (например, непубличных, некрупных, иностранных депозитариях), а также нецелесообразный значительный размер средств в кассе.

Особое внимание регулятор уделяет собственникам банка и их проектам. «Проблемные активы следует относить к операциям, несущим риск на собственников банка», - говорится в письме. Фактически это означает, что ЦБ может в рамках профессионального суждения связать проблемный актив с собственником, объясняет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. Это не санкции в отношении собственников, полагает человек, близкий к ЦБ, а скорее сигнал более внимательно присмотреться к проблемным активам.

Все активы банка, связанные с бизнесом его собственников, ЦБ рекомендует отдельно указывать в заключении о финансовом состоянии банка, выделяя среди них как рыночные, так и нерыночные (непрозрачные). Если же банк участвует в финансировании строительных и инвестиционных проектов, то его кураторам следует сообщать о конечных объектах вложения средств, в чьих интересах осуществляется проект, стадию строительства, перспективы и источники погашения задолженности, перечисляется в письме.

За всеми активами с признаками проблемности ЦБ рекомендует устанавливать «постоянное наблюдение» и проводить работу по исправлению ситуации в банке.

ЦБ проверит финансовое положение акционеров банков, рассказали «Ведомостям» два участника встречи представителей ЦБ с банкирами в конце прошлой недели. Проверять будут компании, владеющие более 10% в капитале, уточнил представитель регулятора. Все необходимые документы должны быть отправлены в ЦБ до 1 апреля, говорит участник встречи.

Положение ЦБ устанавливает ряд требований к компаниям - акционерам банка. Если у регулятора появится информация об ухудшении ее финансового положения, он может запросить у компании дополнительные документы. Если состояние акционера будет признано неудовлетворительным, ЦБ направит ему предписание об устранении нарушений за 90 дней. Если оно не будет устранено, акционер может быть лишен права голоса.

«Представители ЦБ предупредили, что будут пользоваться своими правами ограничивать участие в капитале», - говорит участник встречи в «Бору».

Контроль за акционерами необходим, однако он может быть лишь одной из мер надзора, считает экс-председатель ЦБ, председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, не видя в этом ничего нового. Есть правила, ограничивающие сделки банка со связанными компаниями, и, если они не исполняются, неважно, в каком состоянии находится бизнес акционера, нарушение должно быть причиной мер ЦБ, даже если компания платежеспособна, так как компания может просто передумать платить, говорит он, вспоминая горький опыт ВТБ с Банком Москвы, где «на бумаге все было неплохо, даже формальной связи банка с компаниями-заемщиками не было, а потом кто-то решил не возвращать кредиты».

Необычные сделки

В письме ЦБ определяет ряд признаков, которые могут свидетельствовать о «необычных сделках» с ценными бумагами. Среди них - регулярное заключение срочных сделок или использование других производных инструментов, особенно не предусматривающих поставки базового актива, в операциях с одним или несколькими контрагентами, результатами чего является постоянный доход/убыток; регулярные покупки/продажи ценных бумаг без котировок и обращения на бирже при условии, что доход от этих сделок направляется на покупку высоколиквидных бумаг; выставление заявок на покупку/продажу ценных бумаг по ценам с заметным отклонением от рыночных; проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях; существенный объем бумаг на балансе одного эмитента при условии, что он учитывается по текущей цене, при том что сделки на биржах с этими бумагами проводятся в крайне незначительных объемах; бумаги обращаются на бирже, но масштабы деятельности самого эмитента незначительны или сомнительны; один и тот же инструмент покупается/продается на бирже, при этом общий объем сделок с ним на бирже сопоставим с размером операций самого банка и др.
ЦБ рекомендует запрашивать у банков первичные документы - подтверждение учета прав на ценные бумаги на последнюю отчетную дату, документы по сделкам по приобретению бумаг, а в целях подтверждения достоверности документов - запрашивать профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые участвовали в операциях с банком.

«Практически во всех случаях, когда банк оказывается в предбанкротном состоянии, есть вина его акционеров и топ-менеджмента, но на первом месте среди причин - некачественное, неудовлетворительное управление банком, - сказал президент Аудиторской палаты России Александр Турбанов, в 2004-2012 гг. - гендиректор Агентства по страхованию вкладов. - И когда в результате такого управления банк оказывается на грани отзыва лицензии и все - и акционеры, и топ-менеджеры - уже понимают это, действительно начинаются злоупотребления - вывод активов». Логика у акционеров такая, объясняет Турбанов: это же их имущество, как отдавать его кредиторам, хотя средства акционеров - собственный капитал - банк уже проел и посягает на средства кредиторов.

Право ЦБ приостанавливать полномочия акционеров банков, оказавшихся на грани потери устойчивости, Турбанов считает обоснованным и направленным на обеспечение интересов кредиторов: «Это будет эффективная мера, и она может снизить масштаб потерь в банках».

«Такой комплекс мер и рекомендаций - большой прорыв в надзоре. Фактически ЦБ хочет отойти от формального подхода и перейти к содержательному, он прямо рекомендует теручреждениям руководствоваться их собственной оценкой, даже если она оказывается жестче формальных критериев», - комментирует банкир, ознакомившийся с письмом по просьбе «Ведомостей». Это более тщательный надзор и «определенно его ужесточение», согласен другой банкир. Банкам, работающим нормально, не стоит ожидать каких-либо сложностей, а вот банкам с проблемами придется непросто, полагает человек, близкий к ЦБ.

Представитель ЦБ от комментариев отказался.