Спор чиновников: каким будет налогообложение нефтяной отрасли

Минфин и Минэнерго пугают друг друга рисками реформы
Месторождения «Газпром нефти» - главные бенефициары реформы/ «Газпромнефть»

К началу марта (запланировано совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича) Минфин и Минэнерго должны представить законопроект о налоговом эксперименте в нефтяной отрасли. Но пока переговоры зашли в тупик. Есть два варианта реформы - Минэнерго и Минфина, каждый стоит на своем, рассказывают два федеральных чиновника, участвующих в переговорах.

Версия Минфина: ввести налог на добавленный доход (НДД, им облагается денежный поток), распространив его только на новые месторождения, у которых уже есть льготы по НДПИ и пошлинам. Одновременно все эти льготы будут отменены. Версия Минэнерго: ввести налог на финансовый результат (НФР, им облагается прибыль) для проектов с льготами и для выработанных месторождений без льгот. Список пилотов отбирает Минэнерго и уже включило в него несколько десятков проектов. Критерии отбора обнародованы не были.

Ставка налога, предлагаемая Минэнерго, - 60%, за основу взят законопроект, подготовленный Ханты-Мансийским автономным округом. У Минфина ставка плавающая и меняется в зависимости от соотношения накопленных доходов и расходов.

Минфин версия Минэнерго категорически не устраивает. «Это похоже на какую-то схему - компании под видом НФР хотят протащить расширение льгот», - говорит один из чиновников. Главный бенефициар - «Газпром нефть», утверждают два федеральных чиновника: в список входят ее месторождения Вынгаяхинской группы в Западной Сибири (см. врез). «Действующая система льгот практически не затрагивает компанию, эти проекты никогда их не получат, НФР для них единственный шанс», - объясняет собеседник «Ведомостей».

Вынгаяхинская группа добывает всего около 2 млн т в год при общей добыче компании по итогам 2014 г. в 66 млн т, указывает представитель «Газпром нефти». Для таких проектов нужен НФР, настаивает он: для поддержания уровня добычи все нефтяные компании работают с трудноизвлекаемыми запасами на разработанных месторождениях, при действующей налоговой системе значительная их часть никогда не будет вовлечена в разработку. Это невыгодно даже на месторождениях, где уже ведется добыча, говорит он. В Западной Сибири миллиарды тонн таких запасов, указывает топ-менеджер крупной нефтяной компании. Бюджет только выиграет, обещает он: «Расходы на разработку этих запасов составляют $37-40, при цене $60 за баррель государство забирает $30, а компании несут убытки на $7-10. Понятно, что никто ничего не разрабатывает. При переходе на НФР государство заберет, к примеру, $20, но это лучше, чем ничего».

Минфин сам хитрит, указывает сотрудник другой нефтяной компании: компаниям с льготируемыми месторождениями невыгодно менять льготы на НФР. При действующей системе нагрузка ниже для отдельных месторождений: гарантируется минимальная внутренняя доходность в 16,3% - если планка не достигается, включаются льготы по пошлинам, а при НФР льгот по пошлинам не будет. Денежный поток может серьезно просесть, подтверждает сотрудник нефтяной компании: сейчас в ранний период разработки налогообложение очень мягкое, а по достижении определенной рентабельности - очень жесткое; при переходе на НФР оно будет более жестким на раннем этапе и менее - на позднем. Можно было бы комбинировать НФР и специальные льготы, как в некоторых странах (например, в Великобритании), отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов: это нужно использовать для сложных проектов.

Список пилотов

В список Минэнерго входили девять месторождений: Вынгаяхинская группа - «Газпром нефти», Покамасовское, Имилорское, Филипповское, Лас-Еганское, Дружное и Возейское - «Лук­ойла», месторождение им. Шпильмана - «Сургутнефтегаза». В декабре список пополнили другие проекты «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Лукойла», а также «Салым петролеум девелопмента».

Компании предлагают третий вариант - всеобщий эксперимент: ввести НФР в 2% для всей отрасли и на сопоставимую сумму снизить НДПИ, говорят менеджер нефтяной компании и еще один человек, участвующий в переговорах. Это позволит Минфину адекватно проверить риски, убеждает бизнес. Но Минфин ни рисковать, ни проверять риски не готов, знает федеральный чиновник: сейчас не время для экспериментов с бюджетом.

И Минфин, и Минэнерго пугают друг друга рисками. «Потери бюджета будут очень большие, и оценить их невозможно: Минэнерго не может дать конкретный перечень проектов. В текущих условиях нагрузку придется переложить на граждан», - обеспокоен один из чиновников. Минэнерго же настаивает, что без реформы добыча нефти будет падать. Кроме того, Дворкович поручил стимулировать добычу как на новых, так и на действующих месторождениях, говорит представитель Минэнерго. Представитель Минфина не ответил на запрос. Каждая сторона просто хочет выиграть от НФР - это тупик, резюмирует один из участников переговоров.