Смартфоны Android – в центре борьбы поисковиков

Google пользуется своим преимуществом, "Яндекс" – антимонопольным законодательством

В благородном семействе российских интернет-компаний скандал. «Яндекс» пожаловался в ФАС на Google, доля поиска которого в России почти вдвое меньше. «Яндексу» не нравится, как Google ведет себя с разработчиками конкурирующих приложений на мобильных устройствах Android (операционная система, разработанная Google). Компания утверждает, что Google не разрешает некоторым производителям устройств предустанавливать на них приложения «Яндекса». И вынуждает их использовать как основные сервисы Google. Если производитель откажется, он не сможет установить на своих устройствах магазин приложений Google Play, а без него телефон не продать. Google это в отличие от производителей устройств не подтверждает.

«Яндекс» волнуется неспроста: предустановка приложений на смартфоны и планшеты - эффективный способ донести сервисы до потребителя. Люди часто используют приложения, которые уже есть в телефоне. Но собственной мобильной платформы у «Яндекса» нет, а конкурирующий Android растет не по дням, а по часам и активно продвигает сервисы Google. Это выливается для «Яндекса» в потерю доли рынка и может привести к падению доходов, напрямую зависящих от числа просмотренных пользователями страниц.

В эпоху доминирования крупных мобильных платформ (Android, Apple iOS) «Яндекс» угодил в ловушку, выбраться из которой традиционными способами не получается. В 2014 г. он добился, чтобы Apple разрешила делать «Яндекс» основным поисковиком в iPhone и iPad. Но в России больше 80% продающихся смартфонов и планшетов работают под управлением Android. Аналитики западных инвестбанков признали: помочь «Яндексу» может только ФАС. Похожее разбирательство против Google идет и в Европе.

Новость об обращении «Яндекса» в ФАС вызвала в социальных сетях всплеск негативных эмоций. Одни посчитали, что негоже компании обращаться к государству, известному своими спорными процедурами и решениями. Другие кивали на монополизм самого «Яндекса» на разных рынках - мол, компания тоже не всегда корректно ведет себя с партнерами. Даже если все так, это не отнимает у нее права защищать свои интересы законными средствами. В конце концов, антимонопольное дело против Microsoft в Европе, возможно, помогло продвижению альтернативных Internet Explorer сервисов - в том числе Google Chrome. Но, обратив на себя внимание государства, «Яндексу» надо быть уверенным и в собственной непогрешимости. Ведь монополия на любом рынке, как и абсолютная власть, развращает абсолютно.