Статья опубликована в № 3777 от 24.02.2015 под заголовком: Заказчик всея Руси

Федеральными стройками займется единый заказчик

Минстрой предлагает отдать строительные проекты всех ведомств одной структуре

  • Алексей Рожков,
  • Бэла Ляув
Минстрой решил закрепить государственные 400 млрд руб. за одной строительной структурой
А. Махонин / Ведомости

Сегодня большинство министерств помимо основной деятельности занимаются строительством: Минкультуры строит киноконцертные залы и театры, Минздрав - поликлиники и больницы, Минспорт - стадионы и т. д. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил создать единого технического заказчика по строительству объектов за счет федерального бюджета. Это позволит значительно экономить госсредства, комментировал тогда глава Минстроя Михаил Мень. Его ведомство уже подготовило предложения и завтра планирует представить проект поправок в разные законы, Градостроительный и Бюджетный кодексы правительству. «Ведомостям» удалось ознакомиться с инициативами Минстроя.

Минстрой предлагает сконцентрировать все гражданское строительство в одной структуре (исключение - объекты энергетики, культурного наследия, обороны, объекты связи и дороги). Она должна централизовать внедрение современных технологий и материалов, типовых проектов, использовать проекты повторного применения - это позволит оптимизировать расходы бюджета на 10-20% и освободит ведомства от непрофильных функций. Представитель Минстроя подтвердил, что министерство готовит предложения по созданию единого заказчика, отказавшись от других комментариев.

«Если исключить инвестиции силовиков и расходы на дороги, останется не так много средств, - говорит аналитик S&P Карен Вартапетов. - За 2014 г. на капитальные расходы направлено более 2 трлн руб. Социальные министерства финансируют не более 30% инвестиций федерального бюджета». На строительство гражданских объектов по федеральной адресной инвестиционной программе тратится около 400 млрд руб. в год, знает человек, близкий к Минстрою.

Функции заказчика выполняют более 250 организаций, подведомственных разным органам, продолжает собеседник «Ведомостей». Контроль за единым заказчиком в разы проще, объяснял Мень. Совмещение функций заказчика и конечного потребителя увеличивает коррупционные риски, добавляет человек, близкий к Минстрою: сходные объекты строятся по разным ценам (см. врез).

Суд да цены

Стоимость 1 кв. м здания Московского областного суда (8000 кв. м) запланирована в размере 68 000 руб., Пермского краевого суда (7774 кв. м) - 99 000 руб., Ульяновского областного суда (7345 кв. м) - 102 000 руб., говорится в предложениях Минстроя.

«Неэффективно, когда ведомство само определяет бюджет объекта, выбирает подрядчика, контролирует строительство и принимает работы», - комментирует председатель совета директоров «Баркли» Леонид Казинец.

Сейчас по такому принципу работает большинство ведомств. Например, Минспорт возводит пять стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 г. (стоимость - 81,9 млрд руб.). Заказчиком (застройщик) ряда арен выступает подведомственное министерству ФГУП «Спорт-инжиниринг» («Спорт-ин»), этот ФГУП также является генпроектировщиком. Генподрядчики строительства заключают со «Спорт-ином» соглашения сначала о подготовительных работах, а затем - и о возведении стадионов.

«Проводить тендер на проектировщика и генподрядчика должен тот, кто понимает, как можно уменьшить стоимость объекта, не потеряв качества, - продолжает Казинец. - Кроме того, специализированное учреждение может создать типовой модуль, который дешевле, чем индивидуальный, и может применяться для разных типов зданий, потребителями которого могут быть различные министерства».

Единые заказчики созданы в Москве, Татарстане, Калужской области и других регионах. В Татарстане все стройки были консолидированы в одном министерстве еще восемь лет назад, рассказывает министр строительства республики Ирек Файзуллин. Это позволяет организовать единую политику по использованию объектов повторного применения. Если раньше каждый проект нужно было разрабатывать заново, даже если проекты одинаковые, то консолидация у одного министерства позволила оптимизировать на 10-20% затраты, связанные с проектированием, говорит Файзуллин.

Минстрой предлагает создать заказчика в форме Федерального автономного учреждения. Такая организационно-правовая форма ограничивает деятельность организации, определяя ее как строго целевую - выполнение заданий правительства и Минстроя по осуществлению функций технического заказчика-застройщика, комментирует Александр Мачнев, адвокат группы «Яковлев и партнеры». Руководителя будет назначать премьер по представлению министра строительства.

«Не ясно, как идея Минстроя соотносится с внедряемым сейчас программным бюджетом, в рамках которого ответственные за госпрограммы министерства должны самостоятельно планировать все расходы, необходимые для их реализации», - говорит Вартапетов.

Пресс-службы Минкультуры, Мин­образования, Минюста, Минздрава не смогли предоставить оперативные комментарии.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать