Заработать на уникальной недвижимости сложно

Владельцы нестандартных домов в США снижают цены, но не могут найти покупателей
Кэссиди Джордж, 19-летняя студентка-искусствовед, пригласила дизайнера интерьеров Франциске Трухильо и под его руководством почти всю квартиру выкрасила в черный цвет/ WSJ

Джон Ньюджент, 56-летний гендиректор производителя софта Visibility Corp., старался учесть запросы всех членов своей семьи при строительстве дома в Андовере (штат Массачусетс). Для детей он оборудовал закрытую баскетбольную площадку с табло, часами для 30-секундных бросков и тремя рядами трибун. В распоряжении остальных любителей спорта - зал для боулинга с винтажной машиной для ведения счета, закрытый бассейн, бейсбольная площадка, лужайка для гольфа и две раздевалки.

Дом в Андовере действительно стал семейным гнездом для Ньюджентов. Но дети выросли и разъехались. В какой-то момент Ньюджент понял, что дом площадью почти 2000 кв. м ему больше не нужен, и выставил его на продажу. Строительство дома обошлось в $6 млн, Ньюджент запросил за него $6,5 млн. Покупателя за несколько лет он так и не нашел: для пригорода Бостона цены больше $3 млн считаются абсурдно высокими. В итоге Ньюджент решил обратиться за помощью к Madison Hawk Partners, которая организует для него «слепой аукцион».

Для риэлторов давно стало азбучной истиной: чем больше в доме необычных характеристик, тем труднее получить за него хорошую цену. Но в США мода на уникальные дома. Она возникла в начале 2000-х гг., несколько угасла во время финансового кризиса, а сейчас возвращается. Благо интернет позволяет за несколько кликов воплотить самые оригинальные идеи. Некоторые тратят годы жизни и миллионы долларов на строительство «дома мечты», не думая, понравится ли он еще кому-то, когда настанет время его продавать. Особенно много необычных дорогих домов в регионах с высокими ценами на недвижимость. Это придает владельцам уверенности, что они смогут продать дом, что бы ни случилось.

«Люди видят, как другие создают уникальные вещи, и это вдохновляет их на собственное творчество», - говорит архитектор Питер Арчер из Archer & Buchanan Architecture. Недавно он проектировал для клиента хоббитовский домик, в котором тот собирался устроить музей реликвий и сувениров, связанных с творчеством Джона Толкина.

80-летний основатель Coronado Stone Products Мел Бейкон решил построить в горах Сан-Бернардино дом в виде замка. «Я сказал архитектору: хочу дом с башнями», - вспоминает он. Для строительства замка площадью 550 кв. м понадобился специальный камень - необычный заказ выполнила компания самого Бейкона. Через окружающий замок ров с водой перекинут разводной мост. Бейкон с женой наполнили замок старинными вещами, а стены украсили мечами. Супруги прожили в нем 13 лет. Но в 2003 г. решили замок продать и перебраться поближе к детям.

Когда дом выставили на продажу, он привлек больше любопытных, чем настоящих покупателей. Один мужчина использовал замок, чтобы привлечь интерес прекрасного пола - приводил несколько разных женщин посмотреть его, вспоминает Бейкон. Но еще большей проблемой было назначить правильную цену, поскольку прецедентов в г. Раннинг-Спрингсе для такой недвижимости не было. На строительство дома Бейкон потратил около $300 000, и заявленная цена в $3,5 млн оказалась «высоковатой для этих мест», говорит он. В итоге через полгода супруги продали замок за $1,8 млн. Сейчас они живут в «нормальном доме» на море.

Пенсионер Джон Адамс, бывший топ-менеджер фармацевтической компании, мечтал о салуне в стиле Дикого Запада. Эту мечту он воплотил на ранчо (325 га) в штате Колорадо. Адамс построил деревянное здание и нашел для него старое барное оборудование с круглым крыльцом и вращающейся деревянной дверью. На ранчо есть еще несколько домов, поэтому салун используется для вечеринок и благотворительных мероприятий. Теперь Адамс хочет продать ранчо. За два года он снизил цену с $32,5 млн до $24,25 млн. О том, сколько можно будет получить за ранчо с салуном, он раньше не задумывался.

Найти покупателя на «дом мечты» в популярном месте будет легче, говорят брокеры.

Налог на дорогие дома может снизить цены

Владельцам особняков и дорогих домов в Великобритании придется платить специальный налог, если в мае 2015 г. на парламентских выборах к власти придут лейбористы. Налог на дом стоимостью 2-3 млн фунтов ($3-4,5 млн) составит 3000 фунтов в год. Теневой министр финансов и член лейбористской партии Эд Болс говорил, что дорогая недвижимость будет приносить в казну дополнительные 1,1 млрд фунтов ежегодно. От этой меры пострадают не только богатые собственники, но также жители Кенсингтона и Челси, купившие жилье 30-50 лет назад. Когда бывший бухгалтер, а ныне пенсионер Дэвид Чарльзуорт в 1971 г. покупал 4-комнатную квартиру в Кенсингтоне за 25 000 фунтов, он не мог предположить, что ее цена вырастет до 3 млн фунтов. «Никто не мог подумать, что этот район станет золотым», - говорит Чарльзуорт. Платить 3000 фунтов налога в год ему не по карману, и он опасается, что, если многие, как и он, начнут продавать жилье, цены сильно снизятся. По оценке Capital Economics, в случае массовой распродажи дома ценой 2-3 млн фунтов могут подешеветь на 3%, дома дороже 10 млн фунтов - на 16%. FT

Телевизионщик Кэри Глотцер потратил более $400 000 на строительство в 2009 г. дома в пригороде Нью-Йорка Хэмптонсе. В доме с пятью спальнями есть лифт, домашний кинотеатр, а рядом - спорткомплекс с бассейном, теннисным кортом и баскетбольной площадкой. Все для того, чтобы его детям было чем заняться, а также чтобы «сделать наш дом местом для тусовок». Сейчас бизнес вынуждает его сменить место жительства, и недавно дом был выставлен на продажу. Глотцер оценил его в $3,8 млн. Поскольку дом расположен в богатом Хэмптонсе, спортивные сооружения помогут привлечь состоятельного покупателя с Уолл-стрит, полагает Глотцер. «Если бы такой дом с баскетбольной площадкой был расположен в глуши, это создало бы трудности при продаже, - отмечает он. - Но в Хэмптонсе, как мне кажется, это преимущество».

Кэссиди Джордж, 19-летняя студентка-искусствовед Нью-Йоркского университета, решила пойти еще дальше. Ее отец Эрик - совладелец и гендиректор управляющей компании Omega Hospital в Луизиане, и он мог позволить себе купить дочери «совершенно обычную» 3-комнатную квартиру на Манхэттене за $2,78 млн.

Джордж дала волю творчеству и почти всю квартиру - даже открытую кирпичную кладку - выкрасила в черный цвет. Целью было воссоздать «эстетику рок-н-ролла и гаражей 1980-х гг.». Джордж также наняла уличных художников, которые расписали граффити ее лифтовой холл от пола до потолка. Абстрактные сюжеты подобрала сама хозяйка. Среди них есть и ее собственный портрет, и портрет Джека Николсона из «Сияния». Когда в ванной включен свет, на двери появляется изображение мужчины, справляющего нужду.

Джордж понимает, что ее квартира понравится не каждому, но для нее это дополнительный плюс. В ближайшие 10 лет она переезжать не собирается и уверена, что за это время квартира сильно подорожает - и черная краска этому не помешает. Ее агент Анде Седуик из Town Residential говорит, что «у нее челюсть отвисла», когда она увидела квартиру после ремонта. Свести черную краску с открытой кирпичной кладки крайне трудно, предупреждает она. «Продать такую квартиру можно будет только уникальному покупателю», - говорит Седуик. Но этот район настолько модный сейчас, что с момента покупки цены в нем уже выросли. «Если бы Джордж продавала квартиру завтра, она бы абсолютно точно заработала на этом», - добавляет риэлтор.

WSJ, Татьяна Бочкарева