Минпромторг вернулся к идее льготного автокредитования

От поддержки автолизинга министерство тоже не отказывается
Е.Разумный/ Ведомости

Минпромторг может вновь запустить программу льготного автокредитования, сообщили президент ассоциации «Российские автодилеры» («Роад») Владимир Моженков и вице-президент «Европлана» Александр Михайлов, участники вчерашнего совещания у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова.

Министерство не отказывается и от поддержки автолизинга, о которой Мантуров заявлял 17 февраля. Предполагалось, что будет субсидироваться часть лизинговой ставки, также проведена докапитализация Государственной транспортной лизинговой компании.

Поддержка автолизинга может быть эффективной, но программа требует детальной проработки, а льготное автокредитование можно запустить быстро, оно знакомо и банкам, и потребителям, говорит Моженков. Обе программы, прогнозирует он, позволят продать примерно 250 000 автомобилей.

Цена вопроса

20 млрд руб. просила «Роад» на программу льготного автокредитования на год или 10 млрд руб. на полгода у Дмитрия Медведева. При эффективной ставке в 15% годовых удалось продать в кредит 30% всех автомобилей, или 620 000-680 000 шт., оценивала «Роад»

Лизинг для физических лиц - перспективное направление, соглашается исполнительный директор «Рольфа» Виталий Павловский, но оно требует популяризации и разъяснения. Рынок же нуждается в экстренных мерах поддержки, уверен он, самая эффективная - субсидирование автокредитов. Ситуация на рынке близка к коллапсу, считает Моженков: по предварительным подсчетам, падение продаж в феврале может составить 35-45%.

Обе программы могут быть запущены в апреле и продлиться полгода, знает Моженков, предстоит проработать вопрос финансирования. Принципиального решения возобновить программы нет, знает сотрудник одного из автозаводов: непонятен источник денег.

В конце октября 2014 г. директор департамента Минпромторга Александр Морозов говорил, что министерство сочло программу льготного автокредитования неэффективной: государство субсидировало часть ставки, а банки повышали ставки, и от поддержки государства выиграли банки. Вчера пресс-служба Минпромторга на запрос «Ведомостей» не ответила.

В 2014 г. было выдано на 22,3% меньше автокредитов, чем в 2013 г., сообщало Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Доля автомобилей, проданных в кредит, за то же время снизилась на 7,5 процентного пункта - до 40,5%, подсчитали аналитики «Автостата» и НБКИ. Всего продажа автомобилей сократилась на 7,8% до 2,3 млн шт., посчитал «Автостат».

Антон Павлов из «Абсолют банка» поддерживает льготное автокредитование. Госпрограмма позволит банкам существенно нарастить выдачу автокредитов, говорит он - и напоминает, что порядка 30-40% автокредитов банки выдавали именно по прошлой программе Минпромторга. Сейчас ставки автокредита - 15-27%, по специальным программам - 9-10%.

Если будут запущены обе программы, лизингу будет сложнее, это нетрадиционное для России явление, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, но в любом случае потребителям необходима уверенность, что они смогут делать ежемесячные выплаты. В 2009 г., когда была запущена программа льготного автокредитования, экономика выходила из кризиса, сейчас ситуация иная, заключает Удалов.

В подготовке статьи участвовали Владимир Штанов и Мария Каверина