Средняя цена планшетов в России впервые за несколько кварталов выросла

Благодаря этому падение рынка в денежном выражении замедлилось
Е.Разумный/ Ведомости

В IV квартале 2014 г. на российский рынок было поставлено 2,42 млн планшетов, всего на 2,5% меньше, чем годом ранее, подсчитали аналитики IDC. Падение рынка в денежном выражении оказалось меньше, чем в предыдущие кварталы 2014 г., - всего 16,5%. В целом же за 2014 год поставки планшетных ПК на российский рынок сократились на 5% до 8,16 млн устройств, а в денежном выражении падение составило 30,9% до $1,92 млрд.

При этом впервые за последние несколько кварталов выросла средняя цена устройства. Если во II и III кварталах она составляла $211, то в IV квартале - $254, говорит старший аналитик IDC Наталья Виноградова. Она объясняет этот рост, как и замедление падения рынка в денежном выражении в IV квартале 2014 г., двумя факторами. Во-первых, ростом доли в поставках планшетов от Apple. Если кварталом ранее ее доля составляла 9,1%, то в IV квартале выросла до 14,3%. Во-вторых, увеличением поставок устройств, совмещающих функционал ноутбука и планшета. В IV квартале их поставки выросли на 19,5% в сравнении с тем же периодом 2013 г.

Рынок планшетных ПК в России сформировался, пользователь больше не воспринимает планшет как замену ноутбука, говорит Виноградова. Устройства все чаще приобретаются целенаправленно, высокая конкуренция и уменьшающаяся маржинальность рынка стали приводить к вытеснению с него некоторых игроков, замечает она.

Ведущим производителем в октябре - декабре, как и кварталом ранее, стал Samsung - он поставил на российский рынок 15% от всех планшетных ПК. Однако Lenovo и Apple лишь ненамного отстали от лидера - их доли составили соответственно 14,8 и 14,3%. У B-брендов Digma и Asus - по 11,6 и 7,5% рынка.

В 2015 г. рынок планшетов продолжит сокращаться, считает Виноградова, объясняя это макроэкономической ситуацией. Несмотря на общее падение рынка планшетных ПК, отдельные его категории в 2015 г. все-таки вырастут, считают аналитики IDC. Так, увеличатся поставки устройств с диагональю экрана в 8 и более дюймов, а также планшетов с поддержкой голосовой связи и сетей LTE.

Поскольку планшеты стоят дешевле компьютеров, то рынок «первой покупки» сдвинется в сторону планшетов. Это окажет некоторую поддержку, надеется президент Lenovo в России Глеб Мишин. Первый и II кварталы будут провальными. Однако если ситуация на Украине стабилизируется и начнется постепенная отмена санкций, а цена на нефть не будет падать, то в III квартале может начаться восстановление компьютерного рынка, считает он. В этом случае годовое падение рынка ПК составит 15-20%, а количество проданных планшетов может оказаться на уровне 2014 г., говорит он.