2,5 млн рублей заработал москвич на производстве скворечников

Рынок перспективный, считают эксперты, но скворечники должны быть еще и удобными для птиц
Мастерская Лапшина производит скворечники-конструкторы, которые с интересом собирают дети/ М. Стулов/ Ведомости

После окончания факультета лесоинженерного дела Московского Государственного Университета Леса Алексей Лапшин мог либо пойти в аспирантуру, либо поехать работать инженером на какое-нибудь предприятие подальше от Москвы. Но молодой человек выбрал третий путь - ушел в сферу, далекую от его специальности: рекламу.

«Я был менеджером по рекламе, руководителем отдела, а с 2008 г. начал заниматься интернет-маркетингом - сайтами и их продвижением», - рассказывает он. В одной из компаний он познакомился с Александром Казорисом, и вместе они решили запустить интернет-магазин по продаже скворечников: придумали название - «Мастер Карло», сделали сайт (на это ушло в совокупности около 60 000 руб. из личных сбережений) и начали искать подрядчиков. На изготовление 100 шт. скворечников у них ушло около 35 000 руб. Вскоре первая партия товара была готова. Ее начинающие предприниматели продали на Avito.ru (собственный сайт тогда еще не был раскручен).

Крикунова, имея за плечами 10 лет работы в интернет-маркетинге, создала в соцсетях странички и начала рассказывать об идее «элитного жилья для птиц». Это сразу дало ощутимый эффект - люди стали проявлять интерес к проекту, к птицам вообще. В течение прошлого года скворечники для своих партнеров и сотрудников у «Мастера Карло» заказали такие компании, как «Ситилинк», банк «Открытие», Demis Group, Cushman & Wakefield. В 2014 г. совокупная выручка мастерской составила более 2,5 млн руб. Наибольшую часть в ее структуре (70%) составляют корпоративные продажи, остальное приходится на розничные. В этом году «Мастер Карло» планирует увеличить долю розницы до 50%. В фирме Лапшина пытаются развивать и другие направления - например, мастер-классы для детей, но они пока составляют наименьшую статью доходов, так как большинство из них предприниматель проводит бесплатно.

В 2009 г. на рынке практически никого не было, кроме компании Skvorecniki.ru и еще нескольких мелких производителей, говорит Лапшин: «О серьезной конкуренции в то время и речи быть не могло».

На грани краха

В какой-то момент Казорис, сильно загруженный основной работой, решил выйти из бизнеса, Лапшин за 30 000 руб. выкупил у него его долю и стал единственным владельцем проекта. «Параллельно я продолжал работать в компании, занимавшейся IT-консалтингом, и, когда доходы от «Мастера Карло» стали больше моей зарплаты, я решил организовать собственное производство», - вспоминает предприниматель. К этой мысли его подтолкнуло еще и то, что подрядчики в большинстве своем к работе относились прохладно и делали скворечники не самого лучшего качества. «Иногда мне было стыдно их продавать», - признается Лапшин.

Начинающий предприниматель поделился планами с другом детства. Тому очень понравилась идея, и он решил подключиться к бизнесу, не входя в долю. Приятели договорились, что будут делить прибыль пополам. Во Внукове они арендовали 70 кв. м в здании разорившегося столярного цеха, вложив оба около 700 000 руб. из личных сбережений. Деньги пошли на покупку станков, сырья, зарплату рабочим, аренду помещения (40 000 руб. в месяц), ремонт цеха. Чтобы окупить эти расходы, про скворечники на какое-то время пришлось забыть. Молодые люди занялись более прибыльным товаром - бытовками, хозблоками, колодезными домиками и будками для собак. Они сразу распределили между собой обязанности: Лапшин привлекал заказы, а его товарищ следил за производством. Мастерская начала зарабатывать деньги, и вскоре между партнерами начались первые разногласия: как часто бывает в таких случаях, тому, кто был ближе к производству, начало казаться, что он делает для бизнеса больше. «Мы поссорились, и однажды друг приехал на производство и забрал все станки, - рассказывает Лапшин. - Я остался с пустым цехом, долгами по зарплате и аренде и, что самое неприятное, очередью заказов, которые были уже оплачены и ждали своего часа».

Заняв по знакомым и родственникам почти 1 млн руб., Лапшин купил новое оборудование, выплатил долги и начал работать на том же месте. «С мая по сентябрь от клиентов не было отбоя, - вспоминает предприниматель. - Долг удалось погасить буквально через четыре месяца. Но к поздней осени снова начались трудности: заказов приходило все меньше, платить аренду становилось сложнее, и уже второе мое производство оказалось на грани краха».

Каким должен быть скворечник

Татьяна Ильина, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ: «Так как птицы внутри дуплянки вьют гнезда, отверстие не должно быть слишком низким, иначе птенцы станут добычей хищников. Также скворечник должен дышать - его нельзя покрывать лаком, а внутреннюю доску следует оставлять неструганой, чтобы оперившиеся птенцы могли потом без проблем вылезти из гнезда».

За советом к бабушке

Решив отдохнуть от проблем, Лапшин отправился к бабушке в Рязанскую область, в деревню Богородицкое. Он поделился с ней своими неудачами, и та недолго думая дала совет: «А попробуй занять наших мужиков». Предприниматель обошел дом за домом, нашел тех, кто перебивался временными заработками, и предложил им работу. «Я перевез оборудование в деревню, там мы вместе с несколькими работниками обустроили цех, - рассказывает Лапшин. - На транспортировку станков у меня ушло около 50 000 руб.».

После этого он уехал в Москву искать заказчиков и столкнулся с новой проблемой: с учетом доставки из Рязанской области товар получался дорогим. Нужно было любыми способами оптимизировать расходы: например, принимать крупные заказы и арендовать склад в Москве, чтобы уже с него развозить клиентам товар. Необходимым складом оказался гараж, аренда которого стоила 90 000 руб. в год. Вскоре предпринимателю подвернулся и удачный заказ: позвонили из компании и попросили сделать около 700 скворечников для корпоративных подарков. Их цена оказалась выше обычной, так как клиент пожелал, чтобы на скворечниках был выжжен логотип компании и они были раскрашены в корпоративные цвета.

Детский консалтинг

«Корпоративные заказы - перспективное направление, но, чтобы конкурировать с другими производителями, нужно было придумать что-то новое», - говорит предприниматель. Идею неожиданно подсказала дочка: она попросила сделать скворечник специально для нее и вместе с ней повесить его на дерево. «И тут я подумал: почему бы не сделать скворечник-конструктор, который мог бы легко собрать даже ребенок», - смеется Лапшин. По замыслу он должен был быть упакован в красивую коробку, чтобы его всегда можно было преподнести в качестве подарка: «Тогда я понял одну вещь: сами по себе скворечники мало кому нужны. Это должен быть коробочный продукт. С таким товаром уже можно заходить и в сети».

Реализовать идею помогли бывшие коллеги-дизайнеры: они нашли нужного человека, который разработал для скворечников «Мастера Карло» упаковку. А изготовила ее компания «Комупак» (1000 коробок обошлась фирме в 80 000 руб.).

Дальше к делу подключилась Наталья Крикунова, которая начала продвигать проект в соцсетях. Лапшин познакомился с ней, когда у него еще было производство во Внукове. Тогда, работая с группой волонтеров, она заказала у его фирмы 100 утепленных собачьих будок для одного из московских приютов. Это был скорее благотворительный проект, чем клиентский заказ: товар волонтерам предприниматель продал по минимальной цене. «Часть расходов фирма компенсировала за счет сопутствующих заказов, - рассказывает Лапшин. - Это была наша добрая воля: мне понравилась позиция Натальи, то, чем она занималась. Мы продолжили общаться дальше, стали друзьями, и спустя какое-то время я пригласил ее в свой проект».

Спрос и конкуренция

«Сейчас на рынке много мелких предприятий, которые покупают дешевое сырье и продают товар по низкой цене, - рассказывает Лапшин. - Людям сложно объяснить, почему скворечник не может стоить 300 руб. У нас столько составляет только его себестоимость. Средняя же цена в «Мастере Карло» - 750 руб., но для нас важно качество древесины, то, как она подготовлена для производства».

В кризис, увы, дешевым не получается даже отечественный товар, замечает предприниматель: «Мы, например, возим сырье из Белоруссии, и, как только начались антироссийские санкции, дерево сразу подорожало на 30%. Почему - не понятно, ведь это наш лес, его не везут из Европы. Вслед за деревом подскочили и цены на упаковку. В среднем ее себестоимость выросла на 20-25%. Чтобы не устанавливать запредельные цены на готовую продукцию, мы стараемся закупать сырье большими партиями, что дает нам дополнительный дисконт в 3-5%».

Один из игроков этого рынка, не пожелавший называть свое имя в печати, заявил, что скворечный бизнес для него хобби. «Приносить больших доходов он не может, - оказался категоричным собеседник. - Это также хорошее занятие для пенсионеров и инвалидов, которые, не снимая в аренду дорогие производственные площади и не нанимая рабочих, могут самостоятельно выпиливать скворечники у себя в гараже».

Впрочем, не все с этим согласны. «Неудачу терпят те, кто устанавливает слишком высокие цены, - замечает Михаил Михеев, руководитель по развитию интернет-магазина Bird-market.ru. - У тех, кто пытается продавать свой товар, делая 200-300%-ную накрутку от его себестоимости, продажи идут плохо, особенно сейчас. Наша цена на скворечники начинается от 400 руб. при себестоимости 280-300 руб. Есть, конечно, и более дорогой товар - например, кормушки за 3500 руб., но их мы держим скорее для ассортимента. В общем объеме продаж на них приходится не более 1-2%».

В бизнесе Михеева 90% выручки составляют продажи скворечников. Остальные 10% приходятся на домики для грызунов, будки для собак, перголы, садовую мебель и другие изделия из дерева. У него так же, как и у Лапшина, свое производство. И находится оно тоже в Рязанской области. «Там намного дешевле аренда, - объясняет Михеев. - Мы снимаем одно из помещений бывшей фермы, за которое платим около 100 000 руб. в месяц. В Москве такая площадка стоила бы не меньше 1,5 млн руб.».

«Мы заказывали 550 скворечников-конструкторов в качестве корпоративных подарков для своих клиентов, - рассказывает Алсу Зианшина, старший директор, руководитель отдела маркетинга и PR Cushman & Wakefield. - Во-первых, нам понравилось, что это российское производство, а во-вторых, то, как сделаны сами скворечники. Получив заказ, мы оценили и другое - скорость работы. Крышу наших скворечников нужно было покрасить в красный цвет, а также сделать специальную упаковку с надписью «Весна придет». На все это у «Мастера Карло» ушло три недели».

«Спрос на домики для птиц (дуплянки - скворечники или синичники) есть - люди с удовольствием вешают их не только в саду на дачах, но и на балконах в городах», - говорит Татьяна Ильина, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ. Рынок перспективный, замечает она, но существует одно условие - скворечники должны быть не только доступными по цене, но и практичными, бизнес нуждается в консультациях специалистов-орнитологов: «Загляните в Филевский парк - там висят совершенно неудобные для птиц «русские избушки». Деньги вложены, считай, впустую. Это вовсе не означает, что нужно быть аскетом. Распишите домик хоть под хохлому, главное, чтобы внутри пол не был выстлан «паркетом».