Сибирские лицензиаты Spar остановили открытие магазинов под их брендом

Ритейлер понимает трудности и согласен полгода не разрывать соглашения
М. Стулов/ Ведомости

Алтайский ритейлер «Торговый двор «Аникс» приостановил проект по открытию лицензионных магазинов Spar в Алтайском крае и Республике Алтай, рассказал гендиректор «Аникса» Юрий Никитин. «Мы решили отказаться от большинства инвестиционных проектов: кредитные деньги стали недоступны, а сами проекты подорожали», - пояснил он. Spar подписала соглашение с «Аниксом» в 2013 г. До конца 2016 г. компания собиралась переформатировать 24 из 192 своих магазинов в супермаркеты под брендом Spar. В ноябре 2014 г. ритейлер открыл первый - Spar express в Бийске, а в этом году в I квартале планировал открытие супермаркета Eurospar в барнаульском торгово-офисном комплексе «Гулливер парк».

В Томской и Кемеровской областях Spar в прошлом году подписала соглашения с ООО «Спар Томск» (связано с томским ритейлером «Лама») и кемеровской «Системой регионмарт» (супермаркеты «Чибис» и гипермаркеты «Поляна»).

Директор «Спар Томска» Елена Бережная год назад оценивала инвестиции в открытие 10 магазинов в $100 млн. Компания открыла два магазина в Томске: в апреле - гипермаркет Interspar торговой площадью 6000 кв. м в ТРЦ «Изумрудный город» группы «Лама», выступившей девелопером; в декабре - магазин на пр-те Архитекторов.

«Регионмарт» за три года собирался потратить $200 млн на открытие до 20 магазинов Spar в Кузбассе, переформатировав часть своих. Компания успела открыть один супермаркет в Кемерове площадью 550 кв. м, инвестиции в такой магазин - $700 000-800 000, говорит совладелец «Регионмарта» Сергей Колесник. Решение о дальнейшей судьбе проекта он намерен принять в начале апреля.

Никитин обещает вернуться к алтайскому проекту, «как только ситуация станет более благоприятной». С Бережной вчера связаться не удалось.

Гендиректор Spar Russia B.V Сергей Локтев сказал «Ведомостям», что Spar International пока не будет расторгать соглашения с партнерами: «В регионах, где развитие приостановлено, мы берем паузу на полгода - надеемся, за это время ситуация разрешится». По словам Локтева, из-за девальвации рубля инвестиции в ребрендинг магазинов выросли на 40-60% за счет стоимости оборудования (холодильников, прилавков и др.). По лицензионному соглашению Spar рекомендует около 30 иностранных поставщиков оборудования из Италии, Германии, Австрии и др. Сейчас Spar готова включить в список и российских поставщиков, говорит Локтев. Также в ассортименте Spar около 1% занимают товары из Европы и компания ищет возможности импортозамещения, добавил он.

Лицензия Spar включает выпуск и торговлю товарами под собственной маркой (до 1000 наименований). Компания консультирует по открытию магазинов и ребрендингу, передает полный пакет дизайна флагманских магазинов, бренд-бук, пособия по интерьерам и экстерьерам торговых точек, руководство по операциям, мерчандайзингу, маркетингу, логистике, операционному менеджменту и др.

В 2013 г. у компании было в России 363 магазина Spar (данные компании). В 2014 г. Spar Russia открыла 57 магазинов, в 2015 г. планирует около 60, говорит Локтев.