Спасительное легкомыслие

Катрин Денёв/ Кинофестиваль «Дух огня»

«Чертова дюжина» обрекла некогда зажиточный фестиваль, вышедший из нефтяного достатка, на житейские трудности. По грустным бюджетным причинам 13-й «Дух огня» вынужден был поступиться количеством рабочих дней, из-за чего международные и российские показы наехали друг на друга.

Фестиваль решили посвятить грядущему юбилею Победы - с тем чтобы он стал, как бойко объявил на торжественном приеме посланец курирующей компании «Газпром нефть», «первым в этом году событийным мероприятием, раскрывающим тему Победы».

Тему раскрыли, в частности, посредством специальной программы, составленной президентом фестиваля Сергеем Соловьевым из лучших отечественных фильмов о детях на войне, а также отразили ее в театрализованной церемонии открытия.

Воинский дух не пропитал, однако, две конкурсные программы, носившие исключительно мирный характер, а иной раз позволявшие себе даже легкомыслие, на которое зрители отзывались довольно охотно. Приз зрительских симпатий - главный в российском конкурсе - взял не «Класс коррекции» Ивана Твердовского и не «Братья Ч.» Михаила Угарова, склоняющие зрителей каждый на свой лад к напряженным раздумьям по серьезным поводам, а комедия положений «Полное превращение» дебютанта Филиппа Коршунова. Ее главный герой - юный авантюрист в веселом исполнении дебютанта Олега Гааса, и само рождение этого фильма тоже было авантюрой: Павел Санаев был поставлен перед необходимостью сочинить сценарий за две недели до съемок и вписать драматургию в скромные производственные возможности. Думаю, авторский энтузиазм на грани бесшабашности отчасти извиняет кое-какие изъяны этого нахального фильма.

Денёв в сугробе

У 13-го «Духа огня» было женское лицо, а именно лицо его главной гостьи - легендарной французской актрисы Катрин Денёв, для которой таежная экзотика стала поводом для чистой радости и которая не отказала себе в удовольствии презреть чопорность и усесться в сибирский сугроб.

Но не подумайте, что все серьезное здесь было нещадно попрано: режиссер Твердовский увез домой президентскую награду «Цветы таежной надежды», Егор Корешков был объявлен лучшим актером за роль Чехова в «Братьях Ч.», а аналогичный женский приз достался Александре Бортич и Марине Васильевой - за их дуэт в нежной без слащавости драме Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут».

Международная программа, разнообразная географически и интонационно, тоже оказалась чужда духу воинственности. Героя забавной венгерской драмы «По необъяснимой причине» режиссера Габора Рейиса («Бронзовая тайга») «героем» и называть-то странно, настолько неуверен в себе этот нелепый парень. А сам фильм, хоть и идет по следу Вуди Аллена, не выглядит предсказуемым вторсырьем. В еще большей мере это относится к снятому практически без сценария «Юному поэту» француза Дамиена Манивеля («Серебряная тайга»), которого занимает нескладный и витающий в облаках почти что мальчишка. Но больше других фильмов жюри полюбило, и справедливо, негромкую испанскую драму «Цветы» режиссерского тандема Хон Гаранья и Хосе-Мари Гоэнага. Этим двоим оказалось достаточно несложного сюжетного хода (скромная работница средних лет ни с того ни с сего начинает регулярно получать букеты от неизвестного отправителя), чтобы вырастить из этого корня тонкий рассказ о потерях, надеждах и прочем важном содержимом женской жизни.

Ханты-Мансийск