Из-за кризиса темпы роста доходов Mail.ru Group и «Яндекса» заметно снизились

Но их положение лучше, чем у других медиакомпаний – радиостанций, каналов и прессы
Mail.ru Group в этом году сосредоточится на развитии мобильной и видеорекламы/ Д. Абрамов/ Ведомости

Впрочем, на выручке «Яндекса» проблемы с мобильной аудиторией, скорее всего, скажутся лишь в этом году, рассуждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович, пока на доходы поисковика негативно влияет скорее экономический кризис. Темпы роста бизнеса «Яндекса» в 2014 г. оказались выше, чем у Mail.ru Group: выручка «Яндекса» выросла на 29%, прибыль - на 26%. Но темпы роста выручки поисковика тоже замедлились по сравнению с 2013 г.

Mail.ru Group и «Яндекс» с разницей в неделю опубликовали отчетность за 2014 г. Обе компании ощутили на себе влияние разразившегося в России кризиса, но по-разному. Результаты «Яндекса» в целом оказались выше прогнозов аналитиков, а Mail.ru Group улучшила рентабельность в первую очередь благодаря высоким показателям «В контакте». Группа полностью контролирует социальную сеть с прошлой осени и в финансовой отчетности за 2014 г. впервые консолидировала ее финансовые результаты.

Общая выручка Mail.ru Group в прошлом году выросла на 14,8% до 35,8 млрд руб., в том числе выручка «В контакте» - на 12% до 4,3 млрд руб. Группа уточнила, что без учета соцсети по сравнимым показателям ее доходы выросли за год на 15%. Получается, «В контакте» несколько замедлила темпы роста группы. Но это справедливо только для года в целом. В IV квартале выручка Mail.ru Group (без учета соцсети) увеличилась, по данным JPMorgan, лишь на 6%, а доходы «В контакте» - сразу на 22,6%.

Также «В контакте» улучшила собственную рентабельность, пишут аналитики Goldman Sachs: этот показатель вырос с 35% в первом полугодии 2014 г. до 39% во втором полугодии. Это положительно повлияло и на EBITDA группы в целом - она увеличилась на 13,5% до 18,3 млрд руб. Аналитики «ВТБ капитала» также указывают, что монетизация «В контакте» будет одним из ключевых факторов роста группы в последующие годы.

Пока же рост группы замедляется. Так, в 2013 г. темпы роста доходов Mail.ru Group были вдвое выше - 29,6%, EBITDA также росла более чем вдвое быстрее - на 30,8%, а прибыль - даже втрое (плюс 36,1%).

В 2014 г. снизились темпы роста всех основных бизнесов группы. Так, сегмент многопользовательских игр у Mail.ru Group вырос на 26,4% до 8,4 млрд руб. (в 2013 г. - плюс 40,6%), а платежи в соцсетях (IVAS) - на 16,2% (в 2013 г. - плюс 29,1%).

Выручка группы от рекламы увеличилась на 8,4% (в 2013 г. - плюс 24,3%). Группа не раскрывает отдельно показатели медийной, контекстной и таргетированной рекламы. Продажи баннеров в IV квартале падали теми же темпами, что и два предыдущих квартала, уточнил гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин, который вновь сослался на плохую экономическую и геополитическую ситуацию в стране. Ранее группа сообщала, что во II и III кварталах медийная реклама снижалась на 10% ежеквартально.

В 2015 г. компания сосредоточится на развитии мобильной и видеорекламы, обещает Гришин. Ранее источник, близкий к компании, рассказывал «Ведомостям», что именно эти сегменты быстрее всех растут в структуре рекламного бизнеса группы. Проекты Mail.ru Group, особенно «В контакте», неплохо привлекают мобильную аудиторию, следует из свежего отчета TNS (см. врез). Сейчас группа по ежемесячной мобильной аудитории в России уступает лишь Google и обходит тот же «Яндекс».

Дневной дозор

В январе 2015 г. Mail.ru Group стала вторым холдингом после Google по размеру ежемесячной мобильной аудитории в крупных российских городах с населением больше 700 000 человек, по данным TNS. А по ежедневной аудитории группа даже обошла поисковик: это произошло благодаря «В контакте», абсолютному лидеру по ежедневной аудитории среди отдельных сервисов.

Из-за кризиса «Яндекс» потерял 3 п. п. годового роста выручки, Mail.ru Group - 2-3 п. п., оценивает Венгранович. Причем потери Mail.ru Group могли быть больше - доходы группы по медийной рекламе падают со II квартала, напоминает он, но это снижение было частично компенсировано консолидацией «В контакте». Кризис сказался и на рентабельности компаний, добавил аналитик, в частности, они пострадали от девальвации рубля: оплата их офисов привязана к курсу доллара, также они закупают иностранное оборудование.

С другой стороны, интернет-компании чувствуют себя лучше, чем другие медиа. По оценке Ассоциации коммуникационных агентств, в прошлом году интернет остался самым быстрорастущим медиа в стране и, по прогнозам Morgan Stanley, будет единственным медиа с увеличивающимися доходами в этом году. Весь этот рост, впрочем, обеспечивает контекстная реклама.