РЖД хочет получить в управление лишние вагоны операторов

На следующей неделе этот вопрос будет обсуждаться у вице-премьера Аркадия Дворковича
A.Rudakov/ Bloomberg

На следующей неделе на совещании у Дворковича железнодорожные операторы, РЖД и представители профильных ведомств будут обсуждать проблему профицита парка железнодорожных вагонов. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к участникам совещания. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

По данным РЖД, профицит на ее сети составляет сейчас 218 000 вагонов, большая часть из них полувагоны (см. график). Для того чтобы сбалансировать парк, предлагаются две меры - дать РЖД возможность самой управлять полувагонами операторов или наложить мораторий на регистрацию новых вагонов, говорят собеседники «Ведомостей». Обе меры временные, подчеркивают они.

Новые вагоны должны появляться на сети РЖД только вместо старых, которые должны быть списаны, говорит представитель Совета операторов железнодорожного транспорта. Оптимизация вагонов в соответствии с грузовой базой сократит издержки операторов и позволит им зарабатывать, добавляет он. Погрузка на сети РЖД по итогам 2014 г. снизилась на 0,8% до 1,227 млрд т. Правда, в январе она выросла на 0,3% до 96,6 млн т. Ставка на аренду полувагона уже несколько месяцев остается на минимуме - 400-450 руб. за вагон в сутки.

Проблема профицита вагонов обсуждается давно. Еще в начале 2013 г. президент РЖД Владимир Якунин писал о ней премьер-министру Дмитрию Медведеву. Тогда профицит на сети составлял 300 000 вагонов, все их Якунин предлагал передать в управление РЖД, но решения не было. Летом того же года крупнейшие операторы предложили Якунину ввести ограничения на выдачу номеров для вагонов и приписывать их к станциям, «исходя из возможностей инфраструктуры». Вагоностроители предлагали решить проблему профицита парка ограничением продления сроков службы вагонов. В августе вступил в силу технический регламент Таможенного союза, по которому продлевать вагоны по старым правилам запрещено. Но новые правила продления разработаны не для всех типов вагонов, их нет и для полувагонов.

«Тема с регулированием профицита вагонов на сети перезрела», - говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Из-за новых правил продления сроков службы вагонов операторы начинают массово списывать старый парк, отмечает он. По данным эксперта, в 2014 г. произведено 55 000 вагонов, а списано 49 000, в этом году закуплено будет 35 000, а списано 80 000 вагонов. Таким образом, к концу этого года проблемы профицита парка не будет, резюмирует Бурмистров.

Представители Минтранса и РЖД от комментариев отказались.