Статья опубликована в № 3781 от 02.03.2015 под заголовком: Должники со смартфонами

Рост платежной дисциплины российских абонентов прекратился

В 2014 году выросли средний размер просроченного долга и средний срок просрочки

  • Валерий Кодачигов
Е. Разумный / Ведомости

По итогам 2014 г. просроченная задолженность частных абонентов перед российскими операторами выросла на 18% и достигла 27,2 млрд руб., следует из материалов коллекторского агентства «Национальная служба взыскания» (НСВ). Эта оценка базируется на анализе отчетности операторов, передал «Ведомостям» управляющий директор НСВ Антон Дианов. НСВ работает более чем с 20 операторами, в том числе с компаниями большой «сотовой тройки», рассказывает он.

Темпы роста просроченной задолженности снижаются. В 2013 г. по сравнению с 2012 г. она увеличилась на 22%, годом ранее – на 24%. Дианов объясняет это общей стабилизацией рынка и снижением уровня задолженности, возникшей в роуминге. Абоненты стали внимательнее пользоваться мобильными телефонами в поездках, а также использовать специальные тарифы, говорит он.

По расчетам НСВ, больше всего российские абоненты задолжали за мобильную связь (включая мобильный доступ в интернет) – 23,2 млрд руб. Долги за фиксированную телефонию составили 2,6 млрд руб., из которых 2,2 млрд руб. приходятся на междугородную и международную связь, просроченные долги по оплате проводного доступа в интернет составили 1,4 млрд руб.

В прошлом году вновь стал расти средний размер долга и срок просроченной задолженности, в 2013 г. достигшие минимума – 728 руб. и 248 дней (см. график), следует из данных НСВ. В 2014 г. эти показатели составили уже 1000 руб. и 311 дней. По словам Дианова, это происходит из-за увеличения количества смартфонов и развития мобильного интернета: помимо долгов за голосовую связь у абонентов появились и долги за мобильный интернет.

По прогнозу НСВ, в I квартале 2015 г. просроченные долги физических лиц перед операторами достигнут 28 млрд руб., а по итогам первого полугодия – 29,5 млрд.

НСВ считает задолженность просроченной, если срок ее оплаты истек более 90 дней назад, объясняет Дианов. Просроченная задолженность абонента перед оператором для кредитных абонентов возникает с момента нарушения сроков оплаты счетов, а для авансовых абонентов – и ухода в минус, отмечает представитель МТС.

По оценке Дианова, задолженность физических лиц составляет около половины дебиторской задолженности российских операторов, а для сотовых компаний эта доля выше – около 70% дебиторской задолженности. Основная часть дебиторской задолженности традиционно приходится на физических лиц, соглашается представитель МТС.

Представители опрошенных «Ведомостями» операторов не говорят, сколько им должны частные абоненты. На протяжении 2014 г. уровень задолженности был стабилен – есть сезонные колебания, но в целом больших изменений нет, говорит представитель МТС.

«Вымпелком» тоже пока не видит ухудшения платежной дисциплины и роста задолженности в процентном соотношении к выручке, сказала его представитель Анна Айбашева, но дальнейшее развитие ситуации будет определяться экономической обстановкой в стране.

Общая задолженность абонентов «Мегафона» растет год от года – это связано с ростом абонентской базы, отмечает его представитель Алия Бекетова. Контролировать рост просроченной задолженности позволяют превентивные меры, поддерживающие этот показатель на приемлемом уровне, уверяет она. Роста неплатежей в 2015 г. Бекетова не ожидает. Согласно маркетинговым исследованиям, люди отказываются от мобильной связи в последнюю очередь, объясняет она.

У Tele2 уровень задолженности минимален, поскольку большинство абонентов пользуются предоплатными тарифами, говорит ее представитель Константин Прокшин. Роста задолженности в 2014 г. в процентном соотношении к выручке не наблюдается, утверждает он.

Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать