Британский регулятор запретил сделку по продаже RWE Dea инвестфонду Михаила Фридмана

LetterOne купит нефтегазовую компанию без согласования
RWE Dea

Спрос на нефтегазовые активы после снижения цен на нефть упал, поэтому найти покупателя, если DECC будет настаивать на продаже британской части Dea, будет сложно, предупреждает аналитик БКС Кирилл Таченников. Кроме того, из-за снижения цен на нефть капитализация многих публичных нефтегазовых компаний снизилась на 20–30%, говорит Таченников, поэтому LetterOne скорее всего придется делать соответствующий дисконт, а если продажу активов придется проводить быстро, то дисконт может еще увеличиться.

Продажа Dea, «дочки» немецкого нефтегазового концерна RWE, подконтрольному Михаилу Фридману и его партнерам по «Альфа-групп» инвестфонду LetterOne будет совершена сегодня, несмотря на отказ департамента энергетики и климатических изменений Великобритании (DECC) предоставить письмо-поручительство (comfort letter), сообщила вчера RWE.

Dea должна стать базой для дальнейших инвестиций LetterOne в нефтегазовую отрасль.

Но в субботу DECC сообщил, что не станет одобрять сделку немецкой компании с российскими инвесторами, так как есть риск, что против подконтрольного пяти российским инвесторам фонда будут введены санкции, а тогда под угрозой окажется добыча газа на пяти участках британского шельфа Северного моря, оператором которых является «дочка» Dea – Dea UK.

О сделке российские инвесторы договорились с немецкой компанией в марте прошлого года, немецкие власти согласовали ее в августе, но стороны хотели получить еще и одобрение британских властей. Для завершения сделки оно не обязательно, но правительство Великобритании в случае продажи Dea фонду LetterOne намерено требовать дальнейшей смены контроля над британскими активами Dea, сообщил представитель DECC.

Мало газа добыли

Добыча нефти и газа в Великобритании, по данным BP на начало 2014 г., упала за 10 лет на 65%. За последние три года в бюджет страны из-за этого не поступило налогов на 6 млрд фунтов, сообщала Financial Times. По данным The Wall Street Journal, опасения британских властей в связи со сделкой RWE с российскими инвесторами вызваны также тем, что Великобритания планирует наращивать добычу нефти и газа в стране, а возможные санкции в отношении LetterOne могут порушить эти планы.

В 2013 г. на британских участках Dea добыла 505 млн куб. м газа (19,2% от всей добычи компании), но добычу на участке Breagh, которую компания называет ключевой среди британских активов, она начала только в октябре прошлого года, к 2018 г., по прогнозу, добыча там достигнет 1,1 млрд куб. м в год.

В январе LetterOne и RWE сообщали, что достигли соглашения с британским регулятором. По новой структуре сделки, если на LetterOne в течение года после продажи будут наложены санкции, она должна будет вернуть британские активы RWE по заранее оговоренной цене, а RWE затем продаст их третьей стороне. Но DECC в субботу заявил, что и это предложение его не устраивает.

Представитель DECC заверил, что если договаривающиеся стороны сделают другое предложение, то DECC готов его изучать.

В феврале совладелец LetterOne Герман Хан в интервью РБК говорил, что LetterOne до сих пор ждет письма-поручительства от британского правительства, но по структуре сделки договаривающиеся стороны от британцев не зависят.

RWE в соответствии с соглашением c LetterOne будет выкупать британские активы, только если на LetterOne будут наложены санкции в ближайший год, говорится во вчерашнем сообщении немецкой компании. Дополнительных комментариев RWE и LetterOne не предоставили.

Портфельный управляющий инвестиционной компании «Анкоринвест» Сергей Вахрамеев оценивал Dea без британских активов в 3,1 млрд евро.