«Робот по имени Чаппи» подружил искусственный разум с хулиганами

Режиссер Нил Бломкамп вернулся к панковской стилистике «Района № 9»
Дворняга чувствует, что у робота по имени Чаппи жизнь тоже собачья/ WDSSPR

Робот Чаппи живет на той же постиндустриальной помойке, что и несчастные инопланетяне из громкого дебюта Нила Бломкампа «Район № 9» (2009). Южная Африка, Йоханнесбург, недалекое будущее. Злые улицы патрулируют роботы-полицейские. Корпорацией, которая их производит, заведует Сигурни Уивер: Бломкампа уже официально утвердили постановщиком следующей серии «Чужого», а пока он ангажировал главную звезду франшизы для фильма, который, как и «Район № 9», придумал вместе с женой Терри Тетчелл.

В производстве участвовала Sony Pictures Entertainment, но по духу и стилю «Чаппи» кажется вполне независимым проектом. Голливудские звезды здесь для привлечения публики, но на вторых ролях. Кроме Сигурни Уивер в фильме занят Хью Джекман. Он играет военного инженера, который сконструировал дистанционно управляемого монстра-терминатора, но на этого механического громилу у полиции нет спроса. Юркие и смышленые человекоподобные роботы отлично справляются с правоохранительными задачами, и герой Джекмана мрачно завидует их создателю – умнику-программисту Диону в исполнении молодого Дева Пателя, который прославился после «Миллионера из трущоб».

Реабилитация

«Робот по имени Чаппи» вполне способен вернуть Нилу Бломкампу благосклонность фанатов, отвернувшихся от режиссера после его первой голливудской работы «Элизиум», в которой оригинальная визуальная стилистика постановщика оказалась погребена под жанровыми штампами.

А в остальных главных ролях – друганы-соотечественники режиссера. Робота Чаппи сыграл Шарлто Копли, неизменный участник всех проектов Бломкампа, с которым он ходил в одну школу (актера мы, понятно, не видим, а в русском дубляже и не слышим, но у робота его движения, перенесенные на экран с помощью технологии motion capture). А бандитов, похитивших программиста, чтобы получить доступ к системе управления роботами-полицейскими, изображают звезды рэп-рейвовой сцены ЮАР, колоритный семейный дуэт из группы Die Antwoord. Они выступили в фильме под своими сценическими именами (Ниндзя и Йоланди) и подарили героям свой хулиганский имидж – примерно так же музыканты выглядят в собственных видеоклипах. Die Antwoord – давние поклонники Бломкампа, они поминают режиссера в своих речевках, а у Ниндзя даже есть татуировка «Район № 9» на внутренней стороне губы. Но говорят, на съемках неуправляемый рэпер вдрызг разругался с постановщиком. Жаль: Ниндзя и Йоланди с их татуировками, дикими прическами, разноцветными автоматами и детской непосредственностью – главная стилистическая радость «Чаппи».

Как и «Район № 9», это динамичный боевик, эффектно разыгранный в антураже техногенной свалки. Но кроме того, фильм о странной семье, как и самая известная франшиза о роботах – «Терминатор». Только в отличие от железного Шварценеггера робот замещает здесь фигуру не отца, а ребенка. Этот списанный под пресс неудачливый робокоп, в которого попали из гранатомета, оживает в руках изобретателя Диона в качестве экспериментального механизма, наделенного не только разумом, но и человеческими эмоциями. Сатирический поворот сюжета в том, что он попадает под влияние Ниндзя и Йоланди, которые называют робота в честь собачьего корма, объявляют себя папой и мамой и, вопреки протестам Диона-создателя, пытаются научить малыша нехорошему, чтобы использовать для грабежей. Но дурное воспитание ограничивается тем, что Чаппи начинает ходить вразвалку, сквернословить и сморкаться, как реальные пацаны. А дальше авторитет папы-бандита вступает в конфликт с моральным авторитетом Диона, который, как создатель, наделяет свое творение нравственным законом. И «папе» приходится идти на хитрость, чтобы вовлечь робота в криминальные дела.

Видео: SonyPicturesRU

В общем, перед нами сатирико-фантастическая модель социально неблагополучной семьи со способным ребенком, который по мере взросления пытается преодолеть влияние среды и даже перевоспитать родителей. Йоланди, женщину-мультяшку (ее детский голос попытались воспроизвести и в русском дубляже), удается растрогать быстро: отложив розовый автомат, она начинает читать роботу сказки. Но и мрачный дылда Ниндзя, который поначалу в качестве воспитательной меры оставил отрицавшего насилие Чаппи наедине с гопниками, постепенно начинает осознавать отцовскую ответственность и чувствовать вину за жестокое обращение с роботом столь нежной душевной организации. Окончательному сплочению способствуют внешние драматические обстоятельства: семья познается в беде. Но победа разума и добра реализуется у Бломкампа затейливо – по голливудским меркам в «Чаппи» парадоксальный хеппи-энд. Хотя и уводящий от панковской стилистики Die Antwoord: визуальная идея финала навеяна, скорее, знаменитым видеоклипом Бьорк All is Full of Love.

В прокате с 5 марта