ФАС создаст апелляцию внутри службы

Практика антимонопольных органов станет более единообразной, ждут эксперты и бизнес
Руководитель ФАС Игорь Артемьев готов рассматривать жалобы на решения своих сотрудников/ Д. Абрамов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создаст апелляцию для пересмотра решений своих территориальных управлений. Механизм описан в проекте поправок в четвертый антимонопольный пакет (в закон «О защите конкуренции»), подготовленный ФАС ко второму чтению в Госдуме. Сейчас проект (копия есть у «Ведомостей», см. врез) находится на согласовании в Минэкономразвития и Минюсте, сообщил представитель службы. Апелляционная комиссия позволит выравнять практику по стране и за 1–1,5 месяца рассматривать даже сложные жалобы, в суде это занимает 9–12 месяцев, а то и 2–3 года, говорил в октябре руководитель ФАС Игорь Артемьев.

Четвертый пакет

Дискуссия вокруг поправок в закон «О защите конкуренции» идет уже больше года. В конце 2013 г. ФАС внесла в правительство вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, ФСТ и Минюст. К лету 2014 г. ФАС доработала проект, в сентябре он прошел первое чтение в Госдуме.

Согласно поправкам жалоба в апелляционную комиссию может быть подана в течение месяца после вынесения решения управлением, рассмотрена она должна быть в течение двух месяцев. Принять участие в обжаловании можно будет только через систему видеоконференцсвязи, подав специальное заявление. Невозможность лично присутствовать при рассмотрении дела повысит коррупционные риски, опасается представитель «Деловой России».

Процедура разрешения спора станет более оперативной, говорит партнер «Муранов, Черняков и партнеры» Александр Муранов: у предпринимателей появится дополнительный инструмент защиты своих прав, после обращения в ФАС сохраняется возможность пойти в суд. Но не ясно, в какую именно судебную инстанцию, замечает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, видимо, это будет Арбитражный суд Москвы, который и так перегружен. Идея хорошая, но нужно более детально описать процедуру, кроме того, из проекта не ясно, обязана ли компания оспорить решение управления в новой комиссии перед обращением в суд, заключает Новиков.

ФАС будет формировать единообразную практику, со временем это приведет к сокращению числа споров, уверен Муранов. Позиция апелляционной коллегии будет понятна территориальным управлениям, уменьшится количество «пустых дел», согласна управляющий партнер «Каменская & партнеры» Татьяна Каменская. Так, по данным Высшего арбитражного суда, после введения апелляции в ФНС количество судебных налоговых споров уменьшилось за три года почти в два раза. Качество проверок ФАС может вырасти, считает сотрудник крупного холдинга, сейчас компании успешно оспаривают большую часть претензий в суде. По расчетам Новикова, в декабре 2014 г. компании выиграли 48% дел.

Сейчас единой практики в системе ФАС нет, констатирует руководитель антимонопольной практики Goltsblat Николай Вознесенский. Например, Татарстанское УФАС подозревало торговые сети, продающие электронную бытовую технику, в нарушениях, но методика доказывания не соответствовала правилам центрального аппарата, вспоминает Вознесенский: решение было отменено судом третьей инстанции. Различные подходы осложняют применение законодательства, говорит юрист банка: одно управление признает вертикальное соглашение законным, другое – по этому же соглашению возбуждает дело.

Практика центрального аппарата и территориальных управлений иногда существенно различается, признавал Артемьев: за всеми регионами не уследишь – на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, на севере разные проблемы. ФАС ждет вал заявлений из регионов, прогнозирует он.