Lada подорожала второй раз с начала года

Дилеры считают удорожание некоторых моделей, особенно популярной Lada Largus, чрезмерным
А.Махонин/ Ведомости

«АвтоВАЗ» объявил вчера о повышении цен на все выпускаемые модели Lada: с 4 марта они подорожали в среднем на 4,8%. Это уже второе подорожание с начала года – в январе среднее удорожание составило 9%. Теперь рост – от 2,4% (внедорожник Lada 4x4) до 7,3% (Lada Largus, выпускаемый на платформе альянса Renault-Nissan). Семиместный псевдокроссовер Largus Cross подорожал на 45 000 руб., его минимальная розничная цена теперь – 618 000 руб.

Всего с начала года цена седана Granta (один из бестселлеров «АвтоВАЗа»), к примеру, выросла на 13% до 331 600 руб., фургона Largus – на 25,9% до 457 000 руб., трехдверной Lada 4x4 – на 11%. В 2014 г. «АвтоВАЗ» повышал цены только раз – в марте: в среднем на 2,8%.

О том, что «АвтоВАЗ» может повысить цены в марте, чтобы компенсировать падение продаж, компания сообщала в отчете за 2014 г. «АвтоВАЗ» сегодня теряет деньги в основном из-за сокращения рынка, – сказал вчера президент Renault и Nissan Карлос Гон (цитата по «Интерфаксу», альянс контролирует «АвтоВАЗ»). – Когда твой основной рынок сокращается сначала на 11%, а сейчас и вовсе на 20–25%, то любому производителю сложно зарабатывать, особенно если это совпадает по времени с реструктуризацией компании». В 2014 г. российские продажи Lada упали на 15%, в январе 2015 г. – на 26%, по данным АЕБ. В феврале – на 23,5%, говорил вице-президент по продажам и маркетингу «АвтоВАЗа» Денис Петрунин. По прогнозу Гона, в 2015 г. рынок в России сократится на 20–30%. По оценке «Автостата», на 30–55%. «АвтоВАЗ» рассчитывает в 2015 г. занять 20% рынка, сказал ранее его президент Бу Андерссон (в 2014 г. доля Lada составила 15,5%, по данным АЕБ). Мартовское повышение цен на Lada выполнению этой задачи не помешает, уверен человек, близкий к «АвтоВАЗу».

Суммарный рост на Largus чрезмерный и превышает рост цен на рынке, считают два дилера «АвтоВАЗа». Иномарки в России начали резко дорожать в ноябре – декабре из-за девальвации. В этом году рост цен, в том числе на локально выпускаемые машины, продолжился. Например, седан Hyundai Solaris (в 2014 г. – вторая по продажам модель в России после Granta) подорожал с начала года на 11,6% и стоит сейчас от 535 900 руб. «Джи Эм – АвтоВАЗ» поднимал цены на Chevrolet Niva трижды, в сумме – на 10% (от 519 000 руб.). Есть и обратные примеры: Renault в феврале снизила на 3% цену кроссовера Duster (от 584 000 руб.).

Цены на Lada остаются ниже, чем у конкурентов, что обеспечивает рыночное преимущество, подчеркивает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но бюджетный сегмент чувствителен к изменению цен, замечает один из дилеров. По его мнению, удорожание Lada не отразится на продажах в марте: сейчас идут поставки по ранее выкупленным автомобилям. А вот в апреле, когда произойдет насыщение дилерских складов, могут возникнуть сложности, предупреждает он. По его мнению, действующая госпрограмма утилизации автомобилей сильно не поможет, больший эффект может дать возобновление госпрограммы льготного автокредитования.