Нидерландская Spar впервые выдаст лицензии на Москву нескольким ритейлерам

Spar Александра Мамута развивается недостаточно быстро
Теперь у Spar International в Москве будет несколько партнеров/ М. Стулов/ Ведомости

Spar решила усилить свои позиции в Москве. Если до сих пор нидерландская компания выдавала одному игроку лицензию на город или регион, то в ближайшее время она планирует объявить о выдаче лицензий на Москву и область сразу нескольким ритейлерам. Об этом «Ведомостям» рассказали гендиректор Spar Russia B.V. Сергей Локтев и гендиректор ЗАО «Спар ритейл» (сеть Spar в Москве) Максим Гришаков. Одним из новых партнеров будет петербургский «Интерторг».

«Spar International находится в завершающей стадии переговоров по заключению соглашений с несколькими лицензиатами относительно Московского региона. Это даст возможность уже в 2015 г. открыть новые магазины в столице», – сказал Локтев.

Москва и область настолько большая территория, что здесь могут инвестировать и генерировать выручку сразу несколько ритейлеров, поясняет Гришаков. У «Спар ритейла» (основной акционер – A&NN Capital Management Александра Мамута) сейчас менее 30 магазинов в столице, говорит он: «Даже если мы удвоимся, то это будет капля в море». Однако, по словам Гришакова, в 2015 г. «Спар ритейл» не планирует активного развития (в ближайших планах – один магазин): «Все придерживают финансирование в текущей ситуации». Ранее ритейлер планировал удвоить сеть к концу 2016 г.

Гипермаркеты подождут

Ранее Spar International планировала с 2015 г. начать активное развитие гипермаркетов в России, но из-за спада в экономике приостановила эти планы. «В этом году будем открывать в основном супермаркеты среднего и небольшого размеров», – сказал гендиректор Spar Russia B.V. Сергей Локтев. В 2015 г. может быть открыто около 60 магазинов Spar (в 2014 г. – 57), из которых четыре гипермаркета.

Сегодня крупнейшая по выручке сеть супермаркетов в Москве – «Перекресток», а также «Азбука вкуса», Billa, «Седьмой континент», «Атак» и «Виктория».

Spar International объединяет независимых ритейлеров по всему миру, работающих под брендами нидерландской компании. На начало 2015 г. в России было 420 магазинов Spar, из них всего 11 – гипермаркеты. Выручка ритейлеров, получивших лицензии на работу под брендами Spar в российских регионах, за 2014 г. выросла на 30% до 74,06 млрд руб. с НДС, говорит Локтев. «Если бы Spar был единой сетью, он бы вошел в первую десятку крупнейших ритейлеров в России», – отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. До сих пор сеть Spar входила во вторую десятку продовольственных розничных сетей; цель нидерландской компании – нарастить партнерские сети и войти в пятерку крупнейших в России к 2020 г., говорится в отчете Spar International за 2013 г.

Ранее стало известно, что сибирские лицензиаты Spar в Алтайском крае, Республике Алтай, Томской и Кемеровской областях остановили открытие магазинов под брендом Spar из-за сложностей в финансировании. По словам Локтева, приостановлено развитие и в Красноярске.

Девальвация рубля и снижение доходов населения поставили Spar в сложное положение, считает Бурмистров. Основным преимуществом в работе с нидерландской Spar International для российских партнеров был доступ к ее закупкам: «Это были продукты среднего ценового сегмента, импорт, ввести в ассортимент такую продукцию среднему ритейлу самостоятельно было очень тяжело».

Сейчас Spar пересмотрела стратегию по собственным торговым маркам (СТМ), говорит Локтев. Основной упор будет делаться на импортозамещение. «Раньше у нас было около 400 наименований импортируемых товаров (из всего около 1350 продуктов под брендами Spar). Теперь оставим только наиболее успешные и проведем тендеры для производства большей части СТМ в России», – рассказывает Локтев. Всего в этом году Spar запланировала выпустить около 250 новых товаров под СТМ, половина из них будет в низком ценовом сегменте, остальные – в среднем. «По опыту Spar на других рынках это позволяет ее супермаркетам конкурировать с дискаунтерами», – резюмирует представитель Spar Russia.