«Аэрофлот» может купить банкротящиеся авиакомпании

Гендиректор крупнейшего перевозчика Виталий Савельев заявил, что заинтересован в выгодной покупке
М.Стулов/ Ведомости

«Аэрофлот» рассматривает возможность покупки российских авиакомпаний, которые испытывают финансовые трудности, заявил гендиректор перевозчика Виталий Савельев журналу Flightglobal. Если найдется авиакомпания, «которая удовлетворит авиаперевозчика [в вопросе] передачи маршрутов и дополнительного пассажиропотока, то компания может перейти к обсуждаемой теме и что-то приобрести», сказал Савельев.

«В России 126 авиакомпаний – это слишком много для страны, для 100 млн пассажиров. Поэтому мы ждем, когда они начнут банкротиться», – объяснил Савельев. Покупка авиакомпаний – один из способов увеличить пассажиропоток до 70 млн человек к 2025 г., сказал Савельев.

Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев. По словам источника, близкого к совету директоров «Аэрофлота», сейчас переговоров нет – не та конъюнктура.

По итогам 2014 г. «Аэрофлот» отчитался об убытке в 17,1 млрд руб. из-за хеджирования и переоценки деривативов. При этом EBITDA авиакомпании в 2014 г. упала на 22% до 24,8 млрд руб., долговая нагрузка выросла с 2,12 EBITDA в 2013 г. до 5,91 EBITDA. Другие авиакомпании в более тяжелой ситуации. Кредиторы требуют банкротства «Ютэйр» (чистый долг на 30 сентября 2014 г. – 73,9 млрд руб., четвертый перевозчик) и «ВИМ-авиа» (общий долг на 2013 г. – 6,5 млрд руб., 11-е место). Представители этих авиакомпаний от комментариев отказались. «Аэрофлот» могли бы заинтересовать региональные перевозчики, которые могут подвозить пассажиров к московским рейсам «Аэрофлота», рассуждает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Сейчас дефицита самолетов и персонала нет – чтобы получить эти ресурсы, вовсе не нужно принимать на себя обязательства по чужим миллиардным долгам», – резюмирует Пантелеев.

Доля группы «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Аврора», «Донавиа» и «Победа») на международных и внутренних линиях – 31,1%, на внутренних – 37,3%, по данным презентации к результатам по МСФО за 2014 г.). Авиакомпания признается доминирующей на каком-либо рейсе, если ее доля превышает 50%, уточнил начальник управления ФАС России Дмитрий Рутенберг. Но доминирование не ограничивает конкуренцию: ранее, рассматривая ходатайства о покупке авиакомпаний, служба давала предписания сократить количество рейсов, рассказывает Рутенберг.