Жадный начальник заражает компанию вирусом алчности

Его подчиненные нередко становятся агрессивными или впадают в депрессию
Е.Разумный/ Ведомости

Аман обратился к психотерапевту потому, что испытывал эмоциональный упадок на работе. Завышенные требования заставляли его переживать смятение, депрессию и повышенную тревожность. «Когда работаешь на жадину, это бездонная пропасть, – плакался он. – Хуже всего, что, как бы ты ни пытался, не получается соответствовать ожиданиям, потому что планка постоянно повышается. Никогда не можешь ничего достичь. День начинается с цели, которая со временем все больше отдаляется. Если безоговорочно подчиняешься человеку, которым движет жадность, либо теряешь себя, либо внутри разгорается такой конфликт, что уходишь с работы».

Жадность – сложная и неверно понимаемая эмоция. С одной стороны, она мотивирует людей быть инновационными и креативными. С другой – чрезмерная жадность может навредить компании, карьере и семейной жизни, если разовьется до такой степени, что человек станет утрачивать связь с реальностью.

Элвин Холл, автор книг о финансах и преподаватель, уверяет, что страсть к деньгам – обязательное условие финансовой успешности: «Если вы не любите деньги, рынок не для вас. Там, где жадность, там и креативность». Именно стремление к большим деньгам стало драйвером многих успешных изобретений и появления новых продуктов.

Но креативная жадность может перейти в деструктивную, когда люди сравнивают себя с теми, у кого больше денег, и чувствуют себя обделенными, говорит Холл: «Они не думают о том, что человек получает больше из-за того, что больше работает, берет на себя больше риска, выдает новаторские идеи или даже наживается нечестным путем».

Как обезвредить жадность

■ Продуманное регулирование и грамотно выстроенная система бонусов помогают сократить потенциальные потери от жадности. Но их может оказаться недостаточно, чтобы изменить лежащую в основе этого явления культуру.
■ Большое влияние оказывает руководство, открыто демонстрирующее моральные ценности и уважительно относящееся к персоналу.
■ Чувство нехватки чего-либо подпитывает жадность. Разделение награды на всех вместо принципа «победитель получает все» поможет усилить чувство защищенности у сотрудников.

Заболеть деструктивной жадностью, когда амбиции оборачиваются алчностью, можно довольно внезапно, получив первые большие деньги на финансовом рынке. Такова была судьба одного из клиентов, 27 лет проработавшего трейдером: «Ты зарабатываешь первый миллион и чувствуешь себя мегапрофессионалом. Вскоре обзаводишься синдромом нарциссизма и излишней самоуверенностью. Это переломный момент: первые победы могут сделать тебя жадиной или же амбициозным человеком в положительном смысле этого слова».

Самолюбование, часто вызывающее жадность, ставит под удар и карьеру, и брак, сетовал клиент: «Не могу сосчитать, скольких разводов по этой причине я стал свидетелем. Деньги начинаешь использовать деструктивно, не на благо семьи, а на себя, любимого... Легко стать эгоистом. Все выходит из-под контроля, как только деньги начинают литься рекой. Это как плеснуть керосина в огонь. Есть люди, которые хотят работать, созидать, развивать, быть амбициозными в смысле ответственными. И те, кто думает только о деньгах».

Этот трейдер осознал, что скатывается к одержимости, и обеспокоился, как бы жадность не сказалась на карьере и семье. Каждый день он целенаправленно думает о том, чтобы не поддаться искушению и не упустить из виду главное.

«Я знаю, что награда никуда не денется. Но моей целью было получить статус, уважение, полномочия, создать ситуацию, когда только я решаю, кто прав, а кто нет. Это – амбициозность. А она грозит перейти в жадность», – говорит он.

Люди, не способные сопротивляться деструктивной жадности, часто ранее испытывали эмоциональную депривацию и чувство лишения. Накопительство становится бессознательной попыткой заполнить эту пустоту. Подобным образом также проявляется нехватка самосознания, жадные люди не способны испытывать сложные чувства и часто сталкиваются с трудностями в построении близких отношений.

Один владелец частного бизнеса рассказывал мне, как нехватка любви в детстве привела у него к замещению эмоциональных нужд профессиональными амбициями и деньгами. «Счет в банке заменяет любовь и чувство безопасности, – говорил он. – Хотя я искал безопасности в эмоциональной сфере, но страсть к деньгам, до сих пор не изжитая до конца, на самом деле жадность, потому что не отражает реальных потребностей».

«Жадность приводит к тому, что пересматриваешь отношение к поступкам, которые некогда считал нечестными, – говорит он. – Если деньги приносят удовольствие, это компенсирует причиненные тобой несправедливости. Что я сейчас изо всех сил стараюсь делать – это повышать собственную ценность в чужих глазах. Я увлекся тем, что стал помогать своим клиентам. Если я перестану это делать – жадность возьмет верх».

Как люди могут использовать жадность в своих интересах, ограничивая потенциальный ущерб от нее? Эксперты советуют развивать способность к комплексному мышлению и сложным чувствам, помнить о нуждах других людей и не терять связь с реальностью.

У амбиций есть достижимые цели, они помогают справиться с неудовлетворенностью, тогда как жадность – чувство импульсивное. Эмпатия помогает увеличивать количество добра в мире, тогда как жадность эгоистична.

FT, 4.03.2015, Антон Осипов