При 40%-ном падении автомобильного рынка в феврале продажи некоторых марок выросли

От кризиса меньше страдают люксовые марки: за месяц Porsche продано больше, чем Citroen или Peugeot
А. Махонин/ Ведомости

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в феврале сократились на 37,9% до 128 298 машин, сообщил комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). За январь – февраль было продано 243 826 автомобилей (-32,1%). «Рынок входит в фазу резкого замедления, и февраль – только начало. Все сходятся на том, что несколько следующих месяцев будут очень тяжелыми: продажи еще не достигли дна», – приводятся в сообщении АЕБ слова председателя комитета Йорга Шрайбера.

Дилеры ждали падения в феврале больше чем на 40%, признавались менеджеры трех крупных холдингов. Продажи GM (Opel и Chevrolet) и Ford, одних из наиболее популярных в прошлом году, сейчас из-за резкого роста цен стремятся к нулю, это отражается на динамике всего рынка, говорит один из них. В феврале продано 3255 автомобилей Chevrolet (-74%), 1399 Ford (-78%), продажи Opel упали на 86% до 912 штук. Такой же провал еще у трех марок: Citroen (-83%; 380 автомобилей), Peugeot (-84%; 377) и Honda (-90%; 252).

Результатом стали перемены среди лидеров рынка – впервые за долгое время (несколько лет Lada, Renault, Kia, Hyundai, Nissan, Toyota, Chevrolet, Ford, Skoda, Volkswagen лишь менялись местами). Chevrolet и Ford выбыли из первой десятки, уступив место двум премиальным маркам: Mercedes-Benz укрепил позиции января и поднялся на 9-е место (+18%, 4151), а BMW (+6%, 3550) в феврале впервые вошла в список самых продаваемых марок.

Росли продажи и других премиальных марок: Lexus (+11%, 791) и Porsche (+119%, 381). А Infiniti, Jaguar, Land Rover, Audi сократили продажи (см. инфографику).

Среди основных причин роста продаж Lexus в России в феврале – выход на рынок новой, бензиновой версии компактного кроссовера Lexus NX (продажи начались в декабре 2014 г.), комментирует представитель марки.

Премиальный сегмент значительно улучшил статистику февраля, без него, по предварительным подсчетам, рынок сократился на 42–45%, говорит один из дилеров.

Премиальный сектор менее чувствителен к изменению цен, аналогичная ситуация была и в 2009 г., сказал аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Этот сегмент чувствует себя лучше, чем массовый, но и здесь видно резкое снижение спроса на «входные» (самые дешевые) модели, говорит директор дилерского центра BMW компании «Авилон автомобильная группа» Евгений Королев. У Mercedes и BMW адекватная цена входа и интересный модельный ряд, отмечает гендиректор Auto-dealer.ru Олег Дацкив.

«Рост продаж в феврале мы связываем с недавним выходом обновленных BMW X6 и BMW X4. Плюс в России сохраняется высокий спрос на автомобили 3-й и 5-й серий», – комментирует представитель BMW.

Премиум-сегмент в кризис всегда чувствует себя более уверенно, чем бюджетный, соглашается представитель Daimler. «При этом у нас широкий модельный ряд в России и сбалансированная ценовая политика в условиях колебаний курса рубля», – говорит он, не раскрывая прогноз продаж. «Будут лучше рынка», – уверен он.

В январе – феврале была нехватка бестселлеров Q3/Q5/A6, в марте автомобили появятся в салонах в необходимых количествах, что должно удовлетворить спрос, говорит представитель Audi, подчеркивая, что компания не продает автомобили себе в убыток.

Получить комментарии представителя PSA Peugeot Citroen не удалось.

Успех Porsche Дацкив объясняет повышенным спросом прошлых месяцев на фоне падения рубля: «У марки нет больших складов, все они поставляются штучно, другой вопрос, продажей какого месяца их записывать». Это чистые продажи февраля, настаивает представитель Porsche Оксана Хартонюк: «Учитывая, что рост цен на автомобили Porsche был весьма скромен по сравнению с основными конкурентами, мы ожидаем, что продажи будут относительно стабильны даже в непростых текущих условиях – сейчас банк заказов стабилен, срок ожидания автомобилей – 4–5 месяцев».

Стабилизация рубля дает надежду на улучшение ситуации, говорит Шрайбер, но до этого участникам рынка понадобится выдержка.