Нетворкинг по-американски – такой предмет ввели в некоторых американских бизнес-школах

Для многих студентов это ключ к трудоустройству в США
ТАСС

Иностранные студенты приносят американским бизнес-школам хороший доход и помогают заполнить все места в классе. Однако руководство школ беспокоит, что эти студенты часто не могут найти себе престижную работу или устроиться на хорошую стажировку. Причина чаще всего в их культурных особенностях. Чтобы решить проблему, центр карьеры школы бизнеса W.P. Carey при государственном Университете Аризоны, Высшая школа менеджмента Калифорнийского университета в Дэвисе и еще несколько бизнес-школ решили обучать иностранных студентов американскому стилю поведения, т. е. тем социальным навыкам, которых ждут от них американские работодатели. Это любые модели поведения – от умения правильно составить поздравление с праздником в электронном письме до искусства вести светские беседы на деловых мероприятиях.

Большинство иностранцев приезжают в американские MBA-школы из азиатских стран. Но преподаватели говорят, что студентам из Европы, Латинской Америки и Африки тоже полезно пройти курс по нетворкингу. На тренинге рассказывают о способах поиска работы в разных странах мира. Европейцы, например, считают неприличными разговоры на личные темы на деловом мероприятии или написание первого письма для знакомства в фривольной манере. А ведь и то и другое очень важно для трудоустройства в США. Кроме того, отношения с потенциальным работодателем надо не просто завязать, их надо еще и умело развивать. И тут тоже многие делают ошибки. По наблюдению преподавателей, студенты зачастую слишком быстро заводят разговор об устройстве на постоянную работу или о визовой поддержке.

Стать экстравертом

Международные студенты, как правило, считают американцев «ужасными экстравертами», делится впечатлениями Дэн Бодри, автор книги Power Ties: The International Student’s Guide to Finding a Job in the United States. А сами они мыслят по-другому. «Они, например, думают: «Не будет ли это бестактно с моей стороны звонить и спрашивать совета у человека, которого я не знаю? А нужно примерить на себя американский темперамент», – говорит он.

«В культуре некоторых стран заложено отношение к нетворкингу как к попытке просить кого-то устроить тебя на работу», – говорит Элизабет Мун, директор центра карьерного развития Высшей школы менеджмента Калифорнийского университета в Дэвисе, где иностранные студенты составляют 36% всех учащихся.

Мун, преподаватель английского для иностранцев, работает в университете недавно. Ее задача – научить иностранцев находить общий язык с американцами. Она ведет круглые столы на английском языке и проводит коучинг студентов в обеденное время. На ее мастер-классах студенты учатся искусству презентации себя потенциальному работодателю. Ключевую роль в мастер-классе играет демонстрация и разбор фильма «Всегда говори «да» с Джимом Керри в главной роли. Этот фильм показывает студентам, что нужно всегда, при любом знакомстве демонстрировать оптимизм и показывать себя открытым человеком.

Виенна Вен, студентка второго года обучения бизнес-школы Калифорнийского университета в Дэвисе, в прошлом году безуспешно пыталась устроиться на стажировку. Она поняла, что не знает, как завязывают в Америке деловые связи и знакомства. 32-летняя женщина отправила по интернету 100 заявок на стажировку в консалтинговые и финансовые компании. Но приглашения на интервью она получила только от нескольких не самых интересных ей работодателей.

Мун и ее коллеги посоветовали Вен договариваться об интервью через выпускников университета, что позволило бы ей установить личный контакт с потенциальным работодателем. Кроме того, преподаватели сняли на видео шутливое интервью с Вен и потом показали ей отснятый материал. Оказалось, что на собеседовании она ведет себя слишком спокойно и сдержанно. «Мне сказали, что мне нужно выработать другую манеру поведения. Надо производить впечатление молодой, веселой, приятной в общении и модно одевающейся женщины», – рассказывает Вен. В ее родном Китае подтверждением профессионализма, наоборот, служат сдержанная манера поведения и уважение, которое кандидат выказывает работодателю, добавляет она.

Вен пока не знает, чем займется после окончания бизнес-школы, но полна оптимизма. Рекрутер из Wells Fargo & Co недавно признался, что Вен стала вести себя более непринужденно, чем в их прошлую встречу. Ее манера общения стала более американской. Преподаватели университета «сказали мне, что я должна вылезти из своей скорлупы», говорит Вен. «И я это сделала. Я нашла свое «я», – улыбается она.

WSJ, 4.03.2015, Мария Подцероб