Китайская компания Alibaba инвестировала $200 млн в социальную сеть Snapchat

В результате стоимость Snapchat составила $15 млрд
A.Harrer/ Bloomberg

В результате инвестиции Alibaba $200 млн в разработчика приложения и социальной сети Snapchat, как утверждают источники, близкие к сделке, стоимость Snapchat составила $15 млрд. Переговоры между Alibaba и Snapchat велись давно, но прошлой осенью они были прерваны из-за готовившегося IPO китайской компании. Сейчас сделка закрыта. С учетом предыдущего раунда финансирования в конце 2014 г., позволившего оценить Snapchat в $10 млрд, сделка стала очередным свидетельством роста популярности высокотехнологичных стартапов среди инвесторов. В 2013 г. компания Facebook хотела купить Snapchat за $3 млрд, но ее предложение было отвергнуто, и сейчас это решение представляется оправданным. Представители Snapchat и Alibaba отказались комментировать сделку.

Бронзовый стартап

$46 млрд в такую сумму был оценен в декабре 2014 г. китайский производитель смартфонов Xiaomi. Это сделало его самым дорогим стартапом в мире. На 2-м месте сервис онлайн-такси Uber, оцененный в декабре 2014 г. в $41,2 млрд. Оценка Snapchat в $15 млрд выводит его на 3-е место в рейтинге самых дорогих стартапов мира. Он делит его с компанией Palantir, производящей информационно-поисковые системы для госорганов США, оцененной в сентябре 2014 г. в ту же сумму.

У созданного Snapchat приложения более 100 млн пользователей. Изначально это приложение позволяло публиковать в социальной сети изображения («истории»), хранящиеся в течение ограниченного времени, затем функциональность приложения стала расширяться. Сейчас Snapchat сотрудничает с медийными компаниями вроде ESPN, Vice, Sky и Daily Mail, предлагая им платформу Discover для распространения новостей. Доходы Snapchat пока невелики, хотя отдельные рекламодатели, включая Universal Pictures и Coca-Cola, уже пользуются платной услугой компании по размещению «продвигаемых историй».

Для Alibaba сделка со Snapchat не первая инвестиция в американские высокотехнологичные стартапы. Ранее китайская компания профинансировала транспортный сервис Lyft на $250 млн и мессенджер Tango на $215 млн. Она также инвестировала в поисковик Quixey и в разработчика мобильных игровых приложений Kabam. Более крупные инвестиции Alibaba осуществляет в китайские компании. Так, в изготовителя смартфонов Meizu недавно было вложено $590 млн, в службу такси Kuaidi Dache – $600 млн.

Годовой доход Alibaba составляет $11 млрд. Компания намеревается в ближайшем будущем фокусироваться на бизнесе в Китае, однако ее инвестиции за рубежом в дальнейшем могут обеспечить ей неплохие позиции на американском рынке электронной коммерции. Одна из важнейших задач Alibaba – привлечение новых клиентов, поскольку китайские пользователи чаще выходят в интернет с мобильных устройств, чем с традиционных персональных компьютеров.

Источник, близкий к сделке, утверждает, что инвестиция носила чисто финансовый характер и что ни одна из сторон не планирует развивать стратегическое партнерство в других сферах. Между тем в феврале другие инвесторы также вели переговоры со Snapchat, предлагая компании сотни миллионов долларов исходя из ее оценки более чем в $16 млрд.

FT, 12.03.2015, Александр Силонов