«Лента» взвилась в Лондоне

Е.Кузьмина/ Ведомости

Крупная розничная сеть «Лента» заявила о рекордном росте трафика с января по начало марта, а значит, опасения аналитиков, что потребители, стараясь экономить, будут избегать гипермаркетов, где более высокий средний чек, не оправдались. Рост продаж в «Ленте», по ее данным, с начала года до 10 марта был особенно сильным – 37,4%, продажи в сопоставимых магазинах поднялись на 15,1%, а трафик – на 7,7%. Это максимальный рост покупательского потока с сентября 2013 г., когда сеть проводила рекламные акции по случаю своего двадцатилетия, сообщил ритейлер.

Другие крупные сети также пока не заметили существенного спада покупательской активности из-за ситуации в экономике. Февральская выручка «Дикси» выросла на 28,5% в годовом выражении –в январе было 34,5%; не такой быстрый рост объясняется удорожанием ассортимента, считает Мария Колбина из «ВТБ капитала».

Продажи лидера рынка – «Магнита» – за февраль выросли на треть. Происходит переток покупателей в более дешевые магазины, роста оборотов ни в денежном выражении, ни в единицах товара в рознице нет, говорит представитель Союза независимых сетей (объединяет более 70 региональных сетей).

По данным Росстата, оборот розничной торговли продовольствием в России в январе сократился на 5,5% к январю 2014 г. и на 31% к декабрю 2014 г. За год розничный оборот в России снизится на 8,2% – такой прогноз дало Минэкономразвития.

«Лента» позиционирует себя как лидера в ценах на базовый ассортимент, заявляя как минимум 5%-ную разницу к ценам конкурентов», – напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Сейчас же, когда высокая продовольственная инфляция заметно ослабила покупательную способность населения и оно стало внимательнее к ценам, сети, где недорог необходимый ассортимент, получают дополнительный трафик, рассуждает она. В благополучной ситуации в экономике клиентов можно заинтересовать интересным товаром, повышенным качеством обслуживания, атмосферой, но в кризис все это отступает перед низкой ценой, уверена Колупаева.

«Лента» планирует, что в 2015 г. ее выручка будет расти не медленнее, чем в 2014 г., – 34–38%. В 2014 г. был рост на 34,5%, выручка составила 194 млрд руб., чистая прибыль – 9,1 млрд (+27%), рентабельность скорректированной EBITDA – 11%. В этом году «Лента» хочет открыть 20–25 гипермаркетов и 10–15 супермаркетов, капитальные вложения достигнут 25 млрд руб.

Инвесторов обрадовали прогнозы «Ленты» – в четверг ее глобальные депозитарные расписки стали лидерами роста среди российских бумаг на Лондонской фондовой бирже: +14,9% до $6,8 за расписку. Котировки бумаг других российских ритейлеров вчера снижались: «Магнита» – на 1,14%, X5 Retail Group – на 2,73%; «О’кей» подорожала на 3,5%.

Но аналитики «ВТБ капитала» ожидают, что бумаги «Ленты» могут пострадать – Market Vectors Index Solutions скорее всего либо исключит расписки «Ленты» из индекса Market Vectors Russia Index (бенчмарк для одного из крупнейших биржевых фондов – Market Vectors Russia ETF), либо снизит вес «Ленты» в нем; объявление об этом может состояться сегодня, в силу изменения вступят 20 марта. Это может привести к оттоку $25–40 млн из бумаг «Ленты», опасаются аналитики «ВТБ капитала».

Год назад «Лента» провела IPO: акционеры по главе с TPG получили $952 млн за 22% компании. Хотя организаторы успели провести сделку до обострения ситуации на юго-востоке Украины, сейчас расписки компании на Лондонской бирже торгуются на треть ниже цены размещения.