«Камаз» в 2014 году сохранил выручку, но сработал в убыток

В этом году «продажи – хуже не бывает», беспокоится дилер автогиганта
Бизнес не покупает новые грузовики/ Е. Разумный/ Ведомости

Чистый убыток «Камаза» в прошлом году составил 423,5 млн руб. против чистой прибыли в 2 млрд руб. в 2013 г., говорится в опубликованной вчера годовой бухгалтерской отчетности компании по РСБУ. Выручка уменьшилась на 0,3% до 104,3 млрд руб. Кредиторская задолженность увеличилась на 7 млрд до 27 млрд руб.

«Несмотря на то что по результатам основной деятельности (продажа автомобилей) получена прибыль в сумме 2,3 млрд руб., финансовым результатом года стал убыток», – сказано в пресс-релизе автозавода.

Автозавод был бы в прибыли, если бы не удорожание номинированного в иенах «японского» кредита из-за девальвации рубля, говорит пресс-секретарь «Камаза» Олег Афанасьев. Минфин обязался в 1996 г. за счет средств федерального бюджета погашать кредит, предоставленный «Камазу» по кредитному соглашению 1995 г. между Эксимбанком Японии и Банком внешнеэкономической деятельности СССР для оплаты контракта с японскими фирмами «Канемацу корпорейшн» и «Мицубиси хеви индастриз, лтд.», говорится в материалах арбитражного суда (в 2005 г. Минфин в суде взыскивал с автозавода 17,3 млрд японских иен, было заключено мировое соглашение). Сейчас «Камаз» должен Минфину 6,4 млрд руб. в японских иенах со сроком погашения в 2034 г., после переоценки из-за курсовой разницы сумма выросла на 2,5 млрд руб., следует из пояснений к отчетности.

Гибкий график

Афанасьев напомнил: по приказу генерального директора Сергея Когогина о трехдневной рабочей неделе ее можно вводить со 2 марта по 24 мая 2015 г. («в зависимости от заказов на следующий месяц мы можем менять график с четырехдневного на трехдневный»). На май принято решение о пятидневке, кроме первой недели месяца, сообщил он.

По словам Афанасьева, сохранить выручку помогли меры по сокращению издержек плюс повышение в течение года цены на различные модели.

Всю прибыль «Камаза» съела рублевая девальвация, говорит старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, выручка автозавода выросла за счет усиления экспорта в IV квартале 2014 г. Против российского гиганта сейчас будут играть внутренние и внешние обстоятельства: спад спроса, причем сложнее всего придется в этом году сегменту крупнотоннажных грузовиков, бизнес не будет закупать новые машины, считает Бодрова. «Пока можно говорить о том, что тенденция 2014 г. будет оставаться превалирующей до конца II квартала как минимум, – продолжает Бодрова. – Дальше прогнозы расходятся: или компания получит поддержку в виде госзаказа и тогда сможет продержаться до 2016 г., когда экономика начнет стабилизироваться. Есть и сценарий, при котором весь текущий год будет мучительно сложным для производств и вынудит многих останавливать конвейеры».

«Бизнес-план пока не озвучиваем, он ждет корректировки по результатам I квартала», – говорит Афанасьев. За январь – февраль «Камаз» продал 3106 грузовиков – на 34% меньше, чем за два первых месяца прошлого года, говорится в ответе аналитического агентства «Автостат». Агентство прогнозирует продажи «Камаза» в этом году в 21 500 машин. В прошлом году в России «Камаз» реализовал 32 584 грузовых автомобиля и сборочных комплектов – на 14,9% меньше, чем в 2013 г., сказано в отчете за IV квартал.

«Продажи – хуже не бывает, третий месяц подряд они стоят», – говорит представитель дилера «Камаза» из Подмосковья. По его словам, завод в этом году три раза поднимал цены (из-за изменения себестоимости в общей сложности на 18%), по некоторым моделям суммарное повышение составило 30%. По итогам года дилер ожидает снижения продаж.