В фильме «Ч/Б» у ангела обнаружилась национальность

А русский национализм оказался поводом для юмора в духе КВН
Ангел (Мераб Нинидзе) является в белом, но герой Алексея Чадова предпочел бы, чтобы он был русским/ Вольга

Комедия бывшего кавээнщика Евгения Шелякина в прошлом году каким-то чудом попала в конкурс «Кинотавра» – несмотря на то что фильм не имеет никакого отношения ни к так называемому артхаусу, преобладающему в кинотавровской программе, ни к киноискусству, которое периодически удается в ней отыскать. Это кино для мультиплексов и широких народных масс. В сущности, оно принадлежит к той же лиге, что и «Любовь-морковь – 3».

Взяли «Ч/Б», вероятно, только из-за темы, показавшейся отборщикам актуальной. C ними не поспоришь, она еще как актуальна. Молодой националист Ярик (Алексей Чадов) случайно убивает кавказца в офисе криминального авторитета. И, не успев осознать, что наделал, оказывается с ним на катере посреди озера. Убитый Нурик (Мераб Нинидзе) теперь должен помогать Ярику в качестве ангела-хранителя – в частности, во искупление собственных грехов, которых при жизни накопилось немало. Проблема в том, что Ярик не желает иметь ангелом-хранителем кавказца и между ними без конца происходят перепалки («Что, никого другого для меня на небесах не нашли?» – «Извини, у Гитлера полная занятость!»).

Нурик все время вертит в руках советскую игрушку «Ну, погоди!», наделенную на небесах магическими свойствами: с ее помощью можно мгновенно перемещаться из одной точки пространства в другую. Правда, кнопка в игрушке западает и, вместо того чтобы транспортироваться в Москву, герои оказываются то в Переславле-Залесском, то в Воронежской области. Этим они очень осложняют жизнь тому самому криминальному авторитету (Сергей Маковецкий), который появлялся в начале: он упорно гоняется за странниками, чтобы отобрать сейф, который Нурик успел украсть у него в последние минуты перед собственной смертью.

Игрушка мечты

Карманная электронная игра «Ну, погоди!», в которой волк ловит яйца, выпадающие из нескольких курятников сразу, производилась в СССР с 1984 г. и была мечтой советских школьников. Бытовала легенда, что тому, кто наберет в ней 1000 очков, на экране покажут какой-то невероятный мультфильм (на самом деле мультика не было – только три коротких звуковых сигнала). Отличались разные версии игры, в частности, узором на трусах волка: они могли быть в цветочек, в горошек и (самый редкий вариант) в звездочку.

Прямо скажем, это не «Россия 88» Павла Бардина: в «Ч/Б» игрушечный национализм преподносится скорее как тема для аккуратного ситкома, и неприязнь, которую герой Чадова испытывает к «черным», всего лишь отдельный досадный недостаток доброго парня, из-за эмоций ступившего на скользкую дорожку (вдруг вспоминаются оттепельные фильмы, где пропесочивали некоторых советских парней и девчат, в общем-то славных, но незрелых в социальном и политическом смысле).

На самом деле «Ч/Б» – совершенно традиционное роуд-муви. Идя по своей долгой дороге, два героя-антагониста постепенно нравственно перековываются и в итоге становятся лучшими друзьями. Они понимают, что в жизни кроме черного и белого есть много оттенков серого (и даже, представьте, других цветов). Что дети разных народов должны дружить, а не швыряться друг в друга оскорблениями и тяжелыми предметами. Что погоня за наживой, как и тупая злоба, ни к чему хорошему не приведет, и т. д. и т. п. Надо быть совсем чурбаном, чтобы за первые 15 минут не сообразить, к каким элементарным выводам режиссер будет подталкивать героев и зрителя.

Освежить засохшую схему Шелякин пытается с помощью мистической линии – и с ней все хорошо, если не считать того, что она фильму не очень-то и нужна. Если бы герой Мераба Нинидзе был не ангелом, а живым человеком, в сценарии мало что изменилось бы: ангел он или нет, а ведет себя как человек и физические законы к нему применимы те же самые. Ну нарисовано на спине огненное крылышко, ну поблескивает в руках мистическая игрушка. Но во всем прочем мертвый джентльмен удачи не сильно отличается от живого олуха-спутника.

Превосходный актер Нинидзе с его чеширской улыбкой, безусловно, лучшее, что в этой картине есть. Он держит сценарий даже в тех местах, где тот готов провиснуть (и – отдельно хочется отметить – в одном эпизоде роскошно исполняет «Ямщик, не гони лошадей»). Вообще, с актерами Шелякину повезло: Сергей Маковецкий не без азарта играет велеречивого эрудированного кавказского бандита, который больше всего любит ввернуть в речь афоризм из Вольтера или Томаса Карлейля, да и на Кахи Кавсадзе (объявляющегося в небольшой и не принципиально важной роли) всегда приятно посмотреть: у сентиментальных, ностальгически настроенных зрителей при его виде сердце обольется медом. Благодаря всему этому «Ч/Б» приобретает своеобразное обаяние. Но его недостаточно для того, чтобы оправдать фильм, в котором необходимые острота и черный юмор постоянно подменяются сладкой водичкой, принимаемой авторами за доброту.

В прокате с 19 марта

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»