Статья опубликована в № 3793 от 19.03.2015 под заголовком: «Транснефти» рассчитали потери

«Транснефти» рассчитали потери

Из-за недозагрузки нефтепроводов Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет выпадающие доходы «Транснефти» за 10 лет составят 143 млрд рублей, сообщила Счетная палата

  • Галина Старинская
«Транснефти» рассчитали потери
Е.Егоров / Ведомости

Счетная палата вчера опубликовала отчет о формировании и выполнении инвестпрограммы «Транснефти» в 2012–2014 гг. Выпадающие доходы по двум строящимся нефтепроводам Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет составят в сумме 143 млрд руб. ($2,3 млрд по курсу ЦБ), сообщило ведомство.

«Транснефть» скорректировала планы по этим проектам после того, как нефтяные компании снизили объемы поставок нефти. Так, в 2010 г. «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Северэнергия», «Мессояханефтегаз» при обосновании строительства Заполярье – Пурпе подтвердили максимальный объем сдачи нефти – 48 млн т в год, а общий объем сдачи нефти в период 2015–2025 гг. – 418 млн т. «Транснефть» на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако потом плановые объемы снизились почти вдвое до 184,5 млн т, сообщает палата. «Практически все компании уведомили нас о том, что у них возникли разного рода трудности. В связи с этим они на два-три года планируют сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию месторождений», – говорил в октябре президент «Транснефти» Николай Токарев.

В декабре правительство согласилось отложить завершение строительства нефтепровода Заполярье – Пурпе на IV квартал 2016 г. из-за отсутствия ресурсной базы для трубы.

По оценке Счетной палаты, выпадающие доходы по нефтепроводу Заполярье – Пурпе составят около 120 млрд руб., по Куюмба – Тайшету – 23 млрд руб. В первые три года эксплуатации (2016–2018) трубопровод Куюмба – Тайшет может принести «Транснефти» более 9 млрд руб. убытка, недополученная выручка составит 43 млрд руб., срок окупаемости трубопровода увеличится с 20 до 29 лет, оценивала ранее «Транснефть». Общая стоимость строительства двух трубопроводов – 346 млрд руб. «Такое положение дел приводит к сокращению налогов в федеральный бюджет», – резюмировал аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. Для «Транснефти» это уменьшение выручки и снижение возможности привлечения собственных средств на финансирование инвестиционных проектов. Их удельный вес при финансировании проектов в 2012 г. составил 69,1%, в 2013–2015 гг. – 56,5%, а в программе на 2014–2020 гг. – всего 33,6%. По мнению аудитора, зависимость от привлечения заемных средств увеличивает долговую нагрузку компании. До 2020 г. «Транснефть» потратит на инвестпрограмму около 1,9 трлн руб., говорил в конце декабря Токарев.

Нефтяные компании не соблюдают собственные планы по срокам и объемам сдачи нефти в систему «Транснефти» и этот вопрос неоднократно рассматривался в правительстве, сказал представитель монополии. Богомолов считает, что причина сложившейся ситуации в слабом взаимодействии «Транснефти», Минэнерго и компаний. Представитель Минэнерго не ответил на запрос.

В целом планы «Транснефти» не в полной мере соответствуют документам долгосрочного развития отрасли, например генеральной схеме развития нефтяной отрасли России до 2020 г., указывает Счетная палата. В этом году правительство собирается уточнить энергостратегию до 2035 г. и схемы развития нефтяной и газовой отраслей. За последний год ситуация в отрасли изменилась под влиянием санкций, цен на нефть, в итоге долгосрочная стратегия устарела, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Меняются и планы компаний: теперь они не торопятся реализовывать дорогие проекты, например, в Восточной Сибири. Это скажется и на общероссийской добыче. При низких ценах на нефть и санкциях добыча может серьезно упасть, считает эксперт. Министр энергетики Александр Новак сказал вчера, что добыча нефти до 2035 г. сохранится на уровне 525 млн т.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать