Стороны украинского конфликта разошлись во взглядах на особый статус Донбасса

Москва, Донецк и Луганск обвиняют Киев в отходе от минских соглашений
Мирное урегулирование в Донбассе под угрозой/ Marko Djurica/ REUTERS

Принятые Верховной радой 17 марта поправки в закон об особом статусе Донбасса и постановление о признании ЛНР и ДНР оккупированными территориями отказывают этим территориям в особом статусе, обещанном им минскими соглашениями. Это делает невозможным дальнейшее выполнение этих соглашений, до тех пор пока «позорные решения Порошенко и Верховной рады» не будут отменены, говорится в совместном заявлении лидеров самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого (цитата по агентству «Интерфакс»). «Это решение привело к тому, что ситуация на востоке Украины стала дальше от реализации минских договоренностей, чем была несколько дней тому назад», в связи с чем в Москве ждут реакции на сложившуюся ситуацию от партнеров по нормандскому формату, сказал пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков «Ведомостям».

Армия растет

Министр обороны Украины Степан Полторак объявил, что численность армии к середине апреля будет увеличена до 250 000 человек, сообщает «Украинская правда».

Киев подписал минские соглашения, исходя из наличия закона об особом статусе, который был объявлен недействующим, но не отмененным, и согласился принять приложением к этому закону постановление о границах территорий с этим статусом. В законе говорилось также о статусе русского языка, амнистии ополченцам и других принципиальных вопросах. Но вместо простого определения границ действия закона в него внесли поправки, из которых следует, что все его положения заработают только после выборов, говорит руководитель близкого к Кремлю Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Таким образом Киев заморозил конфликт и отказался от процесса политического урегулирования, изменив базовые параметры закона, лежавшего в основе минских соглашений. Результат – ликвидация положений минских соглашений о политическом урегулировании и его невозможность до конца года, считает Чеснаков.

Принятые Радой документы ничего не нарушают принципиально, а просто обозначили более жесткую позицию Украины, говорит украинский политолог Владимир Фесенко. Поправка в закон была внесена Петром Порошенко потому, что он понимал сложность прохождения постановления о границе через Раду, эта поправка может пригодиться в будущем как предохранитель для объяснений с партнерами по коалиции, если в результате выборов победят сепаратисты. Постановление об оккупированных территориях тоже нужно было Порошенко, для того чтобы удовлетворить партнеров по коалиции, говорит политолог. Это постановление избавляет Киев от обязательств брать на себя в отношении не контролируемых им территорий экономические обязательства. По мнению Фесенко, минский процесс не умер, но его продолжение теперь зависит исключительно от Москвы.

Минские соглашения изначально не были выгодными для Украины, из-за того что ставили вопрос о контроле за границей после окончательного политического урегулирования, главная цель законодательных маневров в Раде – исправить эту неприятность, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Несмотря на явное пробуксовывание политического процесса, продолжение спорадических перестрелок, трудности с полным обменом пленных, считать, что наступила точка невозврата и начался отсчет времени перед возобновлением полномасштабных военных действий, нет оснований, говорит человек, близкий к Министерству обороны России. По его словам, обе стороны еще не оправились от понесенных в ходе зимней кампании потерь, а украинская армия начала демобилизацию.