Автодилеры надеются заработать на продаже автомобилей с пробегом

Но пока их доля на вторичном рынке невелика

Все официальные дилеры в 2014 г. продали 360 000 подержанных машин, сообщил главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. Это примерно 6% вторичного рынка, знает он, но в Москве доля дилеров превышает 30%.

Издание проанализировало продажи 65 холдингов, занимающих 45% рынка новых машин. Рынок новых автомобилей сжимается и дилеры обращают внимание на вторичный – у большинства рост на этом рынке в прошлом году был более быстрым, чем у рынка в целом, некоторые удвоили и даже утроили результат, указывает Баранов. В среднем их продажи выросли на 35% почти до 200 000 шт.

Лидером по продажам автомобилей с пробегом остается «Рольф», более 20 000 машин продал и «Мэйджор», а лучшая в топ-5 динамика – у «Дженсера» (см. таблицу).

В 2013 г. у редкого дилера доля автомобилей с пробегом в продажах достигала 20%, в 2014 г. таких было 11 холдингов, говорит Баранов: сейчас в среднем соотношение новых и подержанных машин в продажах – 6 к 1, а три года назад было 10 к 1. В выручке холдингов автомобили с пробегом занимают 7,8%, а год назад – 5%, сообщает Баранов и подчеркивает положительную динамику в доходности сегмента.

Об автомобилях с пробегом дилеры заговорили в 2012 г., когда рост рынка стал замедляться. Развитие вторичного рынка позволяет сгладить эффект от падения выручки и прибыльности в период кризиса и нарастить доходы в долгосрочной перспективе, считает руководитель автомобильной практики EY Андрей Томышев: вторичный рынок падает медленнее.

В 2015 г. сделок на вторичном рынке станет меньше, но продажи через официальных дилеров вырастут, прогнозирует Баранов: многие холдинги делают ставку на машины с пробегом (и на сервис) из-за их доходности. Мешать будут общее снижение спроса и падение продаж новых автомобилей, а значит, и сокращение числа машин для trade-in, объясняет Баранов. У «Рольфа» на trade-in пришлось 73% машин с пробегом, поэтому теперь компания сделает упор на скупке машин с вторичного рынка, говорит директор департамента продаж автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов. Тут есть проблема: на скупку нужны деньги, их придется замораживать до момента продажи машины, продолжает Баринов, поэтому многие компании, испытывающие дефицит ликвидности, вынуждены отказываться от этого бизнеса, а другие предлагают брать подержанные машины на комиссию. Последняя схема плоха тем, что продавец не сразу получает деньги, а у дилера снижается маржа.

Увеличение доли подержанных автомобилей в выручке может положительно сказаться на рентабельности, указывает Томышев: маржинальность этого бизнеса – до 10%, а рентабельность продажи новых автомобилей в 2015–2016 гг. при консервативном сценарии может упасть до нуля. Увеличивать долю на вторичном рынке дилеры могут за счет развития комплексных программ, включающих не только проверку и продажу, но и привлекательные гарантийные, страховые и кредитные программы, перечисляет Томышев и предлагает активизировать кооперацию со страховщиками, банками и автозаводами, развивать комиссионные программы и trade-in.

Ford Sollers предложит дополнительную скидку в 50 000 руб. покупателю любого нового автомобиля Ford, если тот сдаст в счет оплаты подержанный автомобиль любого бренда, прекратившего деятельность в России, сообщил вчера представитель компании. В среду о прекращении производства в России сообщила компания General Motors: она законсервирует завод в Санкт-Петербурге и уведет с рынка бренды Opel и Chevrolet в сегменте масс-маркет. О приостановке импорта машин в Россию вчера объявила и SsangYong.

В ПОДГОТОВКЕ СТАТЬИ УЧАСТВОВАЛА ЕЛЕНА СУХОРУКОВА