Российские рейтинговые агентства не заменят «большую тройку»

Проверка ЦБ выявила много недостатков в работе российских агентств
Российские чиновники давно говорят о необходимости перейти на рейтинги отечественных агентств/ Е. Разумный/ Ведомости

Российские чиновники давно говорят о необходимости перейти на рейтинги отечественных агентств, так как иностранные, по их мнению, политически «ангажированы», но инвесторы ориентируются на оценки компаний, работающих более века. Эта риторика усилилась в начале года, когда два агентства из «большой тройки» – S&P и Moody’s – понизили суверенный рейтинг России до «мусорного» (см. врез). Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева призывала «наводить порядок в сфере российских рейтинговых агентств, чтобы они пользовались доверием у инвесторов».

Работа предстоит большая, показала проверка всех агентств, работающих на территории России, проведенная Центробанком осенью при подготовке законопроекта «О рейтинговых агентствах» (в феврале внесен в Думу).

«Большая часть вопросов, выявленных в ходе квалификационной оценки, касалась конфликта интересов между независимой оценкой кредитоспособности и бизнес-интересами, слабой методической базы, недостаточной квалификации и опыта аналитиков, неустойчивого финансового положения агентств и отсутствия внутреннего контроля», – говорится в ответе пресс-службы ЦБ на запрос «Ведомостей». По итогам проверок ЦБ раздал агентствам рекомендации, которые «призваны сбалансировать качество услуг, предоставляемых как международными, так и российскими рейтинговыми агентствами участникам финансового рынка, а также установить единое правовое поле для их работы».

Рекомендации ЦБ получили все агентства, но больше всего – российские. Затем представители агентств, по их словам, несколько раз встречались с сотрудниками ЦБ для обсуждения полученных рекомендаций. Два участника встреч говорят, что к иностранцам было мало вопросов, а на последнюю встречу в ЦБ они вовсе не пришли.

Антон Силуанов
министр финансов России

Считаю оценку Moody’s не просто запредельно негативной, но основанной на крайне пессимистичном прогнозе, который не имеет аналогов. Очевидно, информация о состоянии экономики России, ее бюджетной и финансовой политике, предоставленная агентству, была проигнорирована. Полагаю, при принятии решения о снижении рейтинга агентство руководствовалось прежде всего факторами политического характера.

Основные рекомендации касались аттестации аналитиков, для этого были разработаны учебные мероприятия, сказал гендиректор «Русрейтинга» Александр Зайцев: «Также ЦБ рекомендовал юридически более четко разделить наш рейтинговый бизнес и бизнес по подписке на наши отчеты, а также подробнее прописать полномочия гендиректора и руководителя аналитического отдела, чтобы бизнес-интересы не оказывали влияние на оценку рейтингуемых компаний».

«В среду на заседании совета Московской биржи директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев несколько раз призвал рыночное сообщество напрячься, объединиться и, наконец, создать российское рейтинговое агентство, оценки которого пользовались бы авторитетом. ЦБ пристально следит за качеством их работы, и, по его словам, только одно российское агентство прошло аудит ЦБ. Отчасти поэтому замминистра финансов Алексей Моисеев пока не видит возможности опираться на них в нормативных актах прямо сейчас», – говорит член совета Сергей Романчук, начальник дилингового центра Металлоинвестбанка. Связаться с Алексеем Моисеевым не удалось.

Сергей Моисеев предложил обратиться за комментариями в пресс-службу ЦБ, которая в ответ на запрос «Ведомостей» напомнила, что вкладывать пенсионные накопления можно только в бумаги, имеющие рейтинг одного из четырех агентств «большой тройки» и «Эксперт РА», а страховые резервы – еще и A.M. BestCo.

«Главные изменения коснулись методологии. Теперь мы, как и наши иностранные коллеги, присваиваем два рейтинга. Первый – самостоятельные рейтинги кредитоспособности или надежности (stand-alone), которые не учитывают факторы поддержки со стороны государства или акционеров. Второй – итоговый рейтинг, учитывающий все факторы. Мы начали делать так с января», – говорит гендиректор «Эксперт-РА» Павел Самиев. По словам руководителя аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА) Карины Артемьевой, ЦБ изучал, как считаются отдельные финансовые показатели, какие коэффициенты используются, а также «рекомендовал выделить службу внутреннего контроля и специальный отдел, разрабатывающий методологию». НРА в феврале также решило при возможной поддержке от собственников или государства отдельно присваивать stand-alone рейтинги, сообщила она.

«У ЦБ есть четкая позиция: уравнять применимость рейтингов иностранных и российских агентств, что, как мы ожидаем, будет сделано после принятия закона. И в данном случае необходимо улучшить работу российских агентств, повысить прозрачность рейтинговых процессов и заслужить доверие ЦБ, чтобы регулятор мог опираться на наши рейтинги», – говорит Зайцев.

Представители Standard & Poor’s и Fitch не раскрыли полученные от ЦБ рекомендации, представитель Moody’s на запрос «Ведомостей» не ответил.

В прошлый кризис 2008–2009 гг. ЦБ использовал рейтинги российских агентств для отбора банков для предоставления беззалоговых кредитов, и несколько банков не вернули регулятору более 40 млрд руб.: Межпромбанк Сергея Пугачева – 30 млрд, АМТ-банк Мухтара Аблязова – 10 млрд, Петрофф-банк – 3 млрд.

До создания мегарегулятора восемь рейтинговых агентств имели аккредитацию Минфина, напоминает представитель Центробанка, но такая аккредитация «не была достаточным условием использования рейтингов в регуляторных целях». ЦБ может устанавливать дополнительные критерии отбора и определять перечень рейтинговых агентств для использования в собственных нуждах. Аналогичный подход применяется за рубежом. В частности, в регуляторе Евросоюза, ESMA, аккредитованы либо признаны 41 рейтинговое агентство, в то же время Европейский центральный банк использует в целях регулирования лишь четыре агентства.