Ритейлеры готовятся к закрытиям

За год доля вакантных помещений в торговых центрах и в street-retail может достигнуть 12% и 15%
Скидки будут больше, распродажи станут дольше, уверены брокеры: ритейлерам сейчас необходимо поддержать лояльность покупателей/ А. Махонин/ Ведомости

Ритейлерам придется разрываться между необходимостью давать сезонные и внесезонные скидки, чтобы сохранить лояльность покупателей, и стремлением хоть как-то заработать. Вячеслав Демидов, директор по развитию «Модного континента», на круглом столе «Ведомости. Недвижимости» еще в ноябре прошлого года рассказывал, что их «маржа уменьшается», и прогнозировал, что «в 2015 г. она будет катастрофически мала». В 2014 г. его компания закрыла 30 магазинов и поставила под вопрос существование еще 50. «Примерно такая же история у всех ритейлеров нашего формата», – признавался Демидов.

Сейчас на рынке наблюдается нехарактерно большая доля вакантных помещений и в ТРЦ (около 7%), и в стрит-ритейле (около 9%), отмечают аналитики CBRE. В 2015 г. эти показатели, по их прогнозу, могут достигнуть 12 и 15% соответственно. По информации Александры Романенко из «Магазина магазинов», в январе – феврале 2015 г. операторы формата «средний плюс» не заходили как арендаторы в новые торговые центры, по аренде помещений с ними не было даже переговоров. В целом на рынке «магазины закрываются, если арендодатели не идут на уступки», отмечает Юлия Соколова из Knight Frank. «Я могу назвать несколько десятков ТЦ, владельцы которых продолжают настаивать на валютных ставках», – жаловался Максим Вайнберг, исполнительный директор сети «Адамас».

«Ритейлеры сейчас распродают остатки и волнуются, что наступит апрель-май – и нужно будет выставлять новые коллекции», – говорит Юлия Соколова.

В феврале 2015 г. импорт текстиля и обуви из стран дальнего зарубежья уменьшился на 35,3% по сравнению с февралем 2014 г. и примерно на 40% по сравнению с январем 2015 г., проинформировала Федеральная таможенная служба. «Закупки дорогие, ритейлеры их придерживают, так как из-за падения продаж упали обороты», – объясняет Юлия Задорожная из JLL.

Потребительская корзина меняется, у россиян все больше денег уходит на еду (40% семейного бюджета в 2014 г., до 55% в 2015 г., прогнозировали аналитики «ВТБ капитала»). Соответственно, будут уменьшаться траты на непродовольственные товары. По оценке гендиректора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, в среднем ценовом сегменте розничные продажи одежды и обуви упадут на 35–45%, в высоком – на 15–25%, в нижнем – на 10–15%. Более «позитивные» результаты падения нижнего сегмента означают, что в него перейдет часть из других, потребители будут покупать более дешевые товары.

У последних есть неплохие перспективы в этом году, полагают аналитики CBRE. «Качественная недорогая одежда в условиях вынужденной экономии средств в любом случае будет пользоваться спросом», – полагает Елена Ключарова, консультант компании. Она напоминает, что в течение 2014 г. на рынок вышло два новых игрока сегмента масс-маркет: испанский бренд Lefties и американский бренд Forever 21. Первый летом появился в «Мегах» в Теплом Стане и Белой Даче, а затем в Vegas Crocus City. Второй в октябре 2014 г. открыл 2-этажный магазин в «Афимолл сити», а в начале 2015 г. – еще одну торговую точку в «Мега Теплый Стан». До конца 2015 г. ритейлер анонсирует открытие еще двух точек – в «Мега Белая Дача» и ТРЦ «Метрополис». В конце апреля 2015 г. откроется сразу два бутика нового британского масс-маркет бренда Superdry – в ТРЦ «Авиапарк» и «Колумбус».

На 2015 г. японский бренд Uniqlo анонсировал открытие трех новых торговых точек: в ТРЦ «Колумбус», «Охотный Ряд» и «Европейский». Не намерена пересматривать планы по экспансии и Н&M, сообщила ее пресс-служба: в 2015 г. в ТРЦ «Колумбус» откроется флагманский магазин на 4000 кв. м и еще несколько в Москве и регионах.

Лада Белайчук из Cushman & Wakefield, однако, настроена скептически: вряд ли у кого-то из брендов будет в этом году «супербизнес» – многое будет зависеть от того, насколько успешно ритейлер сможет оптимизировать расходы, отмечает аналитик. Варианты оптимизации, по ее словам, – уменьшение цепочки поставок, работа с ассортиментом, активное использование онлайн-продаж.

Анна Никандрова из Colliers International отмечает, что торгцентры районного и микрорайонного формата уже давно идут по пути «демократизации ассортимента»: сеть «Фамилия» работает в ТЦ «Кони-Айленд» и «Пятая авеню», в декабре 2014 г. в ТЦ «Прага» открылся магазин «Сток-центр», активным арендатором небольших магазинов становится Fix Price. До появления «жестких» дискаунтеров в ТРЦ в центре Москвы еще далеко, полагает она.