Розничные банки активизировали скупку собственных евробондов

Вкладывать доллары им некуда – и платить проценты смысла нет
Цель выкупа – управление ликвидностью, сказал представитель «Русского стандарта»/ Д.Гришкин/ Ведомости

Вчера еще два розничных банка предложили инвесторам досрочно продать евробонды. Банк «Русский стандарт» объявил о проведении «голландского аукциона» на $150 млн по выпускам на $200 млн каждый с погашением в декабре 2015 г. (доходность – 7,73% годовых) и в декабре 2016 г. (7,56% годовых), а также находящимся в обращении на $414,1 млн бумагам с погашением в июле 2017 г. и доходностью 9,25% годовых. Минимальная цена выкупа установлена в 88, 67,5 и 98% от номинала соответственно. «Тинькофф банк» предложил выкупить на $125 млн облигации выпуска на $250 млн с доходностью 10,75% годовых с погашением в сентябре 2015 г. по 102,5% номинала. Оба предложения действуют до 27 марта.

На прошлой неделе банк «Ренессанс кредит» закончил «голландский аукцион» по выпуску на $150 млн с погашением в 2018 г. и доходностью 13,5% годовых, в результате которого по 79,25% от номинала были выкуплены бумаги на $48,5 млн. В феврале Промсвязьбанк выкупил в рамках «голландского аукциона» и на открытом рынке около 30% субординированных евробондов на $200 млн с погашением в июле 2016 г. (доходность – 11,25% годовых) и на $400 млн с погашением в апреле 2017 г. (8,5% годовых), сообщил представитель банка. На сайте банка говорится, что на аукционе цена составила 99,125 и 97% от номинала соответственно.

Цель выкупа – управление ликвидностью, сказал представитель «Русского стандарта». «Сделка позволит банку уменьшить сумму субординированного долга, не соответствующего новым требованиям «Базеля III», сэкономить на купонных выплатах, а также получить положительный финансовый результат при выкупе долга ниже номинала», – говорилось в комментариях на сайте Промсвязьбанка.

«Банки обычно предлагают на аукционах небольшую премию к рынку: если облигация выкупается ниже номинала, то банк также фиксирует и прибыль, но в целом отличие предложения «Тинькофф банка» лишь в том, что его бумаги сами по себе торгуются выше номинала», – отмечает аналитик БКС Юлия Сафарбакова.

«Мы направляем часть избыточной ликвидности на досрочное погашение коротких бондов, что позволяет нам сократить процентные расходы, – говорит представитель «Тинькофф банка». – Мы предложили премию около 1–1,5% относительно сложившейся цены торговли нашими бондами на вторичном рынке, чтобы у инвесторов был стимул воспользоваться нашим предложением».

Причина такой активности банков – прекращение роста рынка розничного кредитования. «Требования к заемщикам ужесточились, все концентрируются на работе с уже имеющейся клиентской базой, и банкам просто нет смысла платить эти проценты по облигациям», – объясняет Сафарбакова. «Банки не рискуют выдавать валютные кредиты, так что доллары им не нужны, а население накупило валюты и готово класть ее в банки под проценты меньшие, чем те платят по облигациям», – отмечает аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай.