Ассоциация «Российские автодилеры» пожаловалась в ФАС

Кодекс поведения автопроизводителей не работает и права дилеров ущемляются, уверена организация
После прекращения продаж SEAT в России не все дилеры получили компенсацию от импортера/ М. Стулов/ Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») направила письмо в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В нем организация указывает, что Кодекс поведения автопроизводителей, направленный на создание недискриминационных правил для всех участников автомобильного рынка, не работает. В канцелярии ФАС получение письма подтвердили.

Кодекс поведения разработала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), он был принят в декабре 2013 г. Его подписали большинство автопроизводителей, работающих в России. Документ затрагивает основные вопросы взаимодействия между дилерами и автопроизводителями. Например, дилерский договор должен заключаться на пять лет или на неопределенный срок, производитель обязуется не диктовать цену перепродажи автомобиля, как и стоимость нормо-часа. Также производители не должны препятствовать дилерам использовать неоригинальные запчасти для постгарантийных работ. Кодекс написан по рекомендации ФАС. Он призван урегулировать многочисленные конфликты между дилерами и автопроизводителями.

«Роад» провела опрос своих членов, чтобы понять, как изменились отношения дилеров с производителями и импортерами, и выяснила, что существенных изменений не произошло. В письме ФАС перечислены претензии ассоциации. Так, дилерские договоры продолжают расторгаться в одностороннем порядке без объяснения причин, а к дилерам предъявляются требования о необходимости допинвестиций в переоборудование помещений их центров. Кроме того, не утвержден перечень «оригинальных запчастей», «идентичных запчастей» и «запчастей соответствующего качества» и до сих пор действует запрет на использование дилерами указанных запчастей при выполнении техобслуживания и негарантийного ремонта. Наконец, отсутствуют четкие процедуры выбора кандидатов в официальные дилеры, а также документы, регулирующие взаимоотношения с кандидатами в дилеры.

В защиту автовладельцев

Другим поводом для беспокойства «Роад» стали действия GM. Ассоциация настаивает, чтобы после ухода марки Opel с российского рынка и переформатирования бизнеса Chevrolet американский автоконцерн продолжил исполнение всех гарантийных обязательств перед владельцами автомобилей до окончания гарантийного срока, а также обеспечивал сервисные станции дилеров всем необходимым для качественного обслуживания и ремонта автомобилей на протяжении ближайших 10 лет.

В условиях кризиса и ухудшения экономической ситуации в целом положение официальных дилеров ухудшается, продолжает «Роад». Например, дистрибуторы не компенсируют дилерам затраты на инвестиции при одностороннем расторжении договоров. В середине ноября прошлого года «Фольксваген груп рус» объявила о прекращении с начала 2015 г. импорта автомобилей SEAT. При этом, несмотря на кодекс, договоры «Фольксваген груп рус» с дилерами имели ограниченный срок действия, в некоторых случаях он был меньше года, следует из письма. В итоге часть дилеров этой марки не получили от импортера компенсацию за построенные и невостребованные дилерские центры. «Были разные сроки договоров с дилерами, в том числе годовые и пятилетние», – заявил представитель Volkswagen, не уточнив, от чего зависел срок договора.

Кодекс нуждается в существенном дополнении и изменении с учетом мнений всех заинтересованных участников авторынка, настаивает «Роад». Эти вопросы они предлагают рассмотреть на экспертном совете при службе.

Параллельно с разработкой кодекса ФАС готовила проект постановления правительства, который бы накладывал на производителей жесткие ограничения, но позже служба отказалась от этой идеи. ФАС будет встречаться с представителями АЕБ, автопроизводителями и дилерами, смотреть, как выполняются положения кодекса, и совершенствовать документ, говорил в декабре 2013 г. руководитель службы Игорь Артемьев. Пресс-служба ФАС в течение двух рабочих дней на запрос «Ведомостей» не ответила.

АЕБ известно о недовольстве «Роад», но многие претензии ассоциации касаются рыночных отношений отдельных дилеров и производителей и должны регулироваться самостоятельно, не в рамках кодекса, заявил «Ведомостям» председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. С ним согласен менеджер крупного дилерского холдинга: отношения дилеров и производителей всегда индивидуальны и споры следует решать самостоятельно или в рамках АЕБ – вмешательство ФАС излишне.