Никита Алексеев сочинил философскую выставку про овощи

Она открыта в галерее «Пересветов переулок»
Эти рисунки не надо рассматривать, о них надо думать/ С.Портер/ Ведомости

Выставка глубоко уважаемого в мире отечественного современного искусства художника – заслуженного московского концептуалиста Никиты Алексеева – начинает в галерее «Пересветов переулок» цикл «Только бумага». Затеяла показ рисунков куратор XL Projects Елена Селина, работающая с художниками нетрадиционными. Так что ждать в этом случае примеров виртуозного рисования не приходится – для концептуалистов техническое совершенно не важно, потому что не имеет смысла. Да и мастеров прошлого не догонишь.

Так повелось давно, можно вспомнить великого сюрреалиста Рене Магритта. Он считал, что художественные достоинства картины только мешают восприятию ее содержания. Всплыл он в памяти не случайно, поскольку выставка Алексеева состоит из подвешенных на ниточке плодов (яблока, огурца, банана, картошки) в обрамлении двух их рисованных изображений. Причем каждый рисунок подписан латинским названием того, что нарисовано. Но зритель-то знает, где огурец, а где его фикция, наученный, что портрет трубки – не она сама. Однако выставка называется «Платоническая любовь», и значит, она не про условность и бессмысленность натурального рисования.

Следующее предположение – что название ироническое, поскольку в массовом сознании не платонической любви к овощам и фруктам быть не может, хотя и платоническим отношение к тому, что мы едим, не назовешь. Но пояснение к выставке, написанное профессором Папского Григорианского университета в Риме Джованни Куччи, отсылает не к бытовому, а к первоначальному значению слов, вынесенных в заглавие. Профессор вспоминает «Пир» Платона, деликатно напоминая значение понятия «эйдос», и утверждает, что проект Никиты Алексеева – «очередная вариация на тему дробления и воссоединения». «Здесь можно было бы перейти к Аристотелю, к реалиям и акциденциям, – пугает он в конце своей речи, но дальше успокаивает: – Но пока воздержимся от этого. Сравним нарисованные и живые кочаны капусты, висящие на реальных и подразумеваемых нитках, и снова задумаемся о природе и цели любви».

Шутит ли профессор, сказать трудно, как и существует ли он на самом деле, поскольку у Никиты Алексеева были работы, где все, казалось бы, реальные персонажи оказывались фиктивными. Но размышлять о выставке можно так же долго, как снимать листы с кочана капусты. Как польза капусты не в кочерыжке, так и смысл выставки концептуалиста не в аккуратных школьных рисунках с натуры.