Прибыль «Камаза» за 2014 год сократилась в 20 раз

Компания пересматривает бизнес-план на этот год
Основные причины снижения прибыли «Камаза» – девальвация рубля и снижение продаж в России/ Д. Абрамов/ Ведомости

Российский рынок тяжелых грузовиков (полной массой от 14 т), по оценке компании, может сократиться в 2015 г. на 28–40%. Дополнительные опасения вызывает текущее снижение продаж тяжелых грузовиков в Китае, которое наблюдается впервые за несколько лет, замечает Афанасьев. В I квартале 2015 г. они сократились на 34% до 134 625 шт., говорится в отчете группы Volvo. «Потери на домашнем рынке китайские производители, скорее всего, будут компенсировать за счет соседних стран, включая Россию <...> не исключен демпинг», – думает Афанасьев.

Чистая прибыль «Камаза» по итогам 2014 г. снизилась в 20 раз до 211 млн руб. Впрочем, «АвтоВАЗ» и «Соллерс» и вовсе оказались в убытках. Первый потерял 25,05 млрд руб. (рост – в 3,2 раза), второй – 3,74 млрд руб. (против прибыли в 3,58 млрд руб.).

Основные причины снижения прибыли «Камаза» – девальвация рубля и снижение продаж в России (на 14,5% до 32 557 шт.) из-за общего падения рынка, объясняет представитель «Камаза» Олег Афанасьев. Менее значительное сокращение выручки (на 3,3% до 110,6 млрд руб.) связано в том числе с ростом доходов от экспорта: выросли поставки (на 6% до 6087 шт.) плюс помогла девальвация рубля, добавляет он.

Представитель «Камаза» не стал раскрывать планы на этот год. «В мае планируется пересмотреть бизнес-план на год, поскольку прежний документ был принят в декабре и не учитывал негативного эффекта для рынка из-за резкой девальвации рубля, повышения ключевой ставки ЦБ, удорожания кредитных ресурсов», – объясняет Афанасьев.

Долгосрочная стратегия до 2020 г. не меняется, подчеркивает он. Документ предполагает инвестиции в 60–80 млрд руб. Около 35 млрд руб. планируется привлечь за счет выпуска облигаций под госгарантии.

Ситуация для «Камаза» в 2015 г. будет непростой, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Он не исключает ухудшения финансовых результатов компании. Но завод останется лидирующим игроком в России и может нарастить долю на рынке, подчеркивает Беспалов. Поддержку будут оказывать госпрограммы (по занятости, госзакупкам, обновлению парка) плюс компания может увеличить экспорт за счет все еще низкого курса рубля, добавляет он.