Смех против страха, или Система слишком нервная

Как прошли первомайские монстрации и демонстрации

Традиционные первомайские демонстрации в России собрали в этом году сотни тысяч человек. Теперь это, как в СССР, важное государственное мероприятие. На него свозят бюджетников, которым раздают казенные, придуманные кем-то лозунги. В демонстрациях участвует множество провластных, а кое-где и оппозиционных политических сил, а также профсоюзные движения, для которых не отметиться 1 мая – все равно что не существовать. «Путину верим», «Нет госперевороту», «Слава великому Сталину», «Путин наш национальный лидер», «За Новороссию и ее будущее» – такие лозунги можно было увидеть на официальной демонстрации в Петербурге, колыбели русской революции.

На многих фотографиях с официальных демонстраций читается раздражение (почему не дали провести выходной дома) и недоумение людей, оторванных от телеэкрана: по свежей статистике, граждане 35–54 лет в среднем проводят у ТВ 273 минуты в день (откуда у них столько времени?), 18–34 лет – 156 минут, а старше 55 лет – и вовсе 362 минуты. Изображение политической активности явно давалось многим из них с большим трудом. Впрочем, какой Первомай без народного творчества? В Петербурге оно чувствуется в актуальных лозунгах «Трезвый отец – счастливые дети», «Великой державы не бывает без мозгов» (последнее слово Общероссийский профсоюз образования самокритично взял в кавычки), «Либерализму и гомосексуализму, ювенализации и ЕГЭ-дебилизации – нет».

Отражена и антикризисная проблематика. Петербургские демонстранты потребовали «остановить геноцид валютных заемщиков», предложили работодателям «платить за кризис», сделать индексацию зарплат законом для всех работодателей, а на работу пилотами брать только граждан России. Оппозиционеры («РПР-Парнас») потребовали допросить Кадырова. А демократический антивоенный марш – остановить войну.

На этом фоне проходившая в нескольких городах Монстрация (массовая художественная акция в форме демонстрации) кажется ненастоящим, шутейным делом. Традиция пришла из Новосибирска. Художник Артем Лоскутов, один из вдохновителей Монстраций, сделал центральным лозунгом нынешнего года «Господи, прости». Это действительно главное, что мы можем сейчас сказать. Главным лозунгом прошлогодней, посткрымской Монстрации был «Ад наш». В 2013-м, понимая, к чему все клонится, новосибирские монстранты провозгласили: «Вперед в темное прошлое». В 2011-м они интересовались: «Система, а чо ты такая нервная?» Политики на Монстрациях совсем не много: превалируют поэтические, театрализованные, карнавальные лозунги. Так, одни участники ярославской Монстрации-2015 провозгласили, что «чужая душа – котенки», а другие потребовали «запрета палок для селфи». Много шутили над запретом «Тангейзера». Горожане одобрительно встречали необычных демонстрантов. Новосибирские лозунги гласили: «Поезд катится в пропасть», призывали: «Хватит оскорбляться» – и утверждали, что «врагов нет».

В большинстве городов Монстрации и демонстрации прошли мирно и согласованно. Только на родине Монстраций, в Новосибирске, ее участникам не дали пройти по центру, охранников было едва ли не больше, чем монстрантов, а Лоскутов получил 10 суток и 5000 руб. штрафа. То, что можно в одном городе, в другом почему-то нельзя. Система нервная и всего боится. Наверное, она понимает, что смех – лучшее средство освобождения. Смеющиеся люди перестают бояться.