В России ищут работу в соцсетях чаще, чем в США

Больше всего в мире доверяют вакансиям в Facebook, тогда как в России – объявлениям во «В контакте»
Социальные сети – быстрый и дешевый канал трудоустройства/ Е.Разумный/ Ведомости

Недавнее исследование рекрутинговой компании Randstad и российского «Анкора» опровергает миф о том, что при поиске работы люди не доверяют соцсетям. «Соцсети сегодня – лишь один из инструментов поиска работы и кандидатов, зато самый быстроразвивающийся», – говорит Татьяна Баскина, заместитель гендиректора «Анкора». Почти половина (49%) соискателей по всему миру пользуются социальными сетями для поиска работы, причем в России таковых даже больше, чем в среднем по миру, – 59%, выяснили исследователи Randstad и «Анкора», опросив в прошлом году экономически активных респондентов в 23 странах мира. Судя по результатам, чаще всего доверяют вакансиям в интернете венгры (75%), аргентинцы (72%) и итальянцы (71%), тогда как реже других – японцы (26%), австралийцы и французы (по 34%). К слову, только 42% (ниже среднемирового показателя) американцев ищут вакансии в соцсетях (ниже среднемирового показателя). Китай же по этому показателю один из мировых лидеров (69%).

По данным Randstad – «Анкора», самой популярной соцсетью для поиска работы в мире является Facebook: ее предпочитают 56% соискателей вакансий в соцсетях. Кстати, этот ресурс в фаворитах в 19 из 23 стран – участниц исследования. На 2-м месте – Google+ (38%), на 3-м – LinkedIn (34%). В Китае на 1-м месте – Google+, а в Сингапуре и Нидерландах – LinkedIn.

Facebook, «В контакте», газета

В России, как и следовало ожидать, лидирует «В контакте» (55%), затем следуют Google+ и Professionali.ru (по 34%), «Одноклассники» (32%) и Facebook (28%); LinkedIn лишь на 8-м месте (10%). Баскина отмечает, что в рейтинге самых популярных у россиян соцсетей все же преобладают не столько профессиональные соцсети, сколько ресурсы, предназначенные для дружеского общения.

Есть и исследования, говорящие о росте значимости соцсетей как инструмента для работодателей. Так, 30% российских работодателей считают на сегодняшний день социальные сети одним из главных инструментов в работе рекрутера, 36% склонны скорее согласиться с этим утверждением, нежели опровергнуть его, выяснили в ходе масштабного опроса специалисты компании Work Service. По мнению экспертов, социальные сети – это наиболее прямой и простой способ общения между кандидатом и работодателем, где можно быстро получить необходимую информацию и договориться о дальнейшем взаимодействии.

Рекрутеры считают самыми результативными каналами поиска работы прямой выход на компанию-работодателя, поиск на работных сайтах, трудоустройство по рекомендации коллег и знакомых, обращение в кадровые агентства и социальные сети. А вот традиционные объявления в бумажных СМИ, когда-то столь популярные, постепенно теряют привлекательность в глазах соискателей, их активно используют сейчас лишь региональные работодатели. Другой канал поиска – ярмарки вакансий и государственные службы занятости – пользуется популярностью главным образом у социально незащищенных категорий соискателей – студентов и безработных, считают в «Анкоре». «Выбор канала поиска работы зависит от профессии соискателя, его опыта в поиске работы, географии и целого ряда других факторов, – поясняет Баскина. – Например, представители креативных профессий действительно могут найти интересные варианты с помощью Facebook, финансовому директору стоит попробовать LinkedIn, а вчерашнему выпускнику может не подойти ни один из этих ресурсов, он найдет работу через ярмарку вакансий или работный сайт». Однако у социальных сетей есть ряд достоинств, которыми не обладают остальные каналы поиска работы.

Дешево и сердито

Рост значимости социальных сетей как места размещения вакансий Ольга Яшина, менеджер по подбору персонала Work Service, объясняет тем, что работодатель может практически бесплатно охватить огромную аудиторию и, кроме того, собрать о кандидате полную информацию: где тот живет, чем занимается, с кем общается и чем интересуется. Яшина полагает, что наиболее эффективны социальные сети для массового набора персонала на позиции продавцов, мерчандайзеров, грузчиков, упаковщиков, водителей и официантов. «Здесь не требуется высшее образование или специальная подготовка, поэтому на объявления, размещенные в «Одноклассниках», «В контакте», «Моем мире» и Facebook, активно откликаются соискатели без опыта», – говорит она.

Алена Владимирская, руководитель агентства интернет-рекрутинга Pruffi, указывает на то, что на размещение объявлений работодателям не нужно тратить денег (что особенно ценится в кризис), а претенденты получают информацию о вакансиях из первых рук – без посредников. Владимирская не согласна с Яшиной в том, что социальные сети оптимальны для массового подбора кадров. По мнению Владимирской, в соцсетях эффективен как раз точечный поиск, а не массовый подбор: работодателю легко судить о том, подходит ли ему человек и насколько, но такое оценивание возможно лишь в индивидуальном, а не в массовом порядке.

Портрет претендента на пляже

Но у социальных сетей есть и недостатки. Не случайно 29% респондентов, опрошенных Work Service, не разделяют восторга коллег от социального рекрутинга, 5% советуют к нему не прибегать. Из наиболее распространенных минусов эксперты выделяют низкий процент проектов по подбору кадров, выполненных с помощью популярных сетей; абсолютно другую направленность социальных сетей (они все-таки ориентированы не на трудоустройство, а на общение), а также необходимость защиты частной жизни соискателя. По мнению скептиков, LinkedIn, Professionali.ru или E-xecutive можно отнести к социальным сетям лишь с очень большой натяжкой. Кстати, рейтинг социальных сетей, являющихся наиболее эффективными при поиске кандидатов, выглядит так: LinkedIn – 41%, «В контакте» – 25%, Professionali.ru – 7%, Facebook – 5%, Viadeo.com и E-xecutive – по 2%, другое – 18%.

Работодателей отпугивают низкий уровень конфиденциальности информации (сколько ни ставь фильтров, информацию могут увидеть вовсе не те, кому она предназначена) и неэффективность коммуникации. Они часто выносят опрометчивые суждения об опыте и личности кандидата на основании его профиля в соцсети. Трудно судить о кандидате, глядя на три строчки с описанием опыта на фоне чудесной фотографии из прошлогоднего пляжного портфолио.

Соискателям, в свою очередь, следует опасаться мошенничества и тщательно проверять источник публикации. «Вакансия может исчезать из поля зрения так же быстро, как появилась, за достоверность информации порой спросить не с кого, можно так и не дождаться обратной связи», – предупреждает Яшина. Из коротких постов – описаний вакансий кандидаты порой делают неправильные выводы о характере предлагаемой работы. «Надо быть очень внимательным в размещении информации на своей страничке о личной жизни, быть осторожным с публикациями фотографий, – советует Светлана Белова из НП «Эксперты рынка труда». – Если работодатель заинтересован в вас, он обязательно уделит внимание и вашим контактам в соцсети, захочет поинтересоваться вашими увлечениями, как потенциальный кандидат проводит время и т. д.».