Вышел двойной диск Григория Соколова с записью концерта в Зальцбурге

Звукорежиссеры Deutsche Grammophon сократили только аплодисменты

Тридцатого июля 2008 г. Григорий Соколов исполнил в Зальцбурге программу, состоящую из двух сонат Моцарта, 24 прелюдий Шопена. На бис прозвучали две поэмы Скрябина, две мазурки Шопена, пьеса Рамо «Дикари» и хоральная прелюдия Баха Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ – поклонники Тарковского знают ее по фильму «Солярис».

Альбом оказался не меньшим событием, чем концерт, первый тираж разошелся мгновенно, потребовалась допечатка. Соколов давно стал культовым пианистом, поклонники сопровождают его по всему свету, хотя в течение шести месяцев он играет одну и ту же сольную программу, давно уже отказавшись от выступлений с оркестрами (раз в году он выступает в Петербурге и никогда в Москве). Его последний официальный диск датирован 1996 г., появляются лишь записи прежних лет; четыре диска записей 1960–1980-х гг. недавно выпустила «Мелодия».

Выиграв в 1966 г. в возрасте 16 лет лет конкурс имени Чайковского (говорят, решающее слово в его пользу произнес Эмиль Гилельс), Соколов – возможно, не только по своей воле – не стал делать международную карьеру в отличие от многих коллег, получивших подобную награду. Он остался в Ленинграде, мировая слава началась лишь с перестройкой. Сегодня увидеть его имя на своей афише мечтают крупнейшие фестивали мира. В Зальцбурге он выступает ежегодно, совершенствуя картину современного пианизма, где Маурицио Поллини, Ланг-Ланг и Евгений Кисин отвечают за техническую отточенность, а Андраш Шифф и Альфред Брендель – пока тот не прекратил концертной деятельности – за чувственный интеллектуализм (теперь Брендель перед открытым роялем рассказывает публике о любимых композиторах). Соколов же поэт, далекий от салонности, автор мистерий, живущий на границе священного безумия.

Вышедший альбом – не полная запись концерта, звукорежиссеры сократили аплодисменты, способные занять целый диск. Иные иронизируют над энтузиазмом поклонников, описывают как ритуал манеру поведения пианиста на сцене (он коротко кланяется и уходит, заложив руку за спину), его готовность превращать бисы в полноценное третье отделение. Возможно, не всем слушателям хватает мужества перед лицом мистического в музыке. Соколов один из немногих, кто способен передать единство рационального и иррационального у классиков, кто помнит об ином, использованном романтиками значении слов «тайна» и «гений».