Лейтмотив всего – гибкая тарифная политика

По поводу текущей ситуации на рынке. С одной стороны, кажется, что все очень напряженно: операторов зажимают со всех сторон. Но одновременно, как всегда, есть и новые возможности.

В мире наблюдаются тенденции к уменьшению выручки по голосу и sms. Говорили, что уменьшение выручки идет в том числе и по data. Но, откровенно говоря, относительно data я не склонен доверять этой статистике. Возможно, есть какое-то проседание, но все равно будущее за data.

Существует конкуренция с ОТТ-провайдерами. Это глобальная тенденция, характерная не только для России. А есть совершено российские элементы – девальвация рубля, при том что капекс у многих компаний был долларовый, также в развитии LTE, строительстве новых сетей есть значительная валютная составляющая. Прибавим импортозамещение, о котором мы также с вами много говорили; и есть определенные сложности с устаревшим регулированием.

Михаил Романов

Окончил МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1996 по 2003 г. – в Global Business Solution (позже – SolutionBank, Лос-Анджелес / Амстердам): от менеджера проектов до директора практики по Европе и вице-президент. В 2003–2007 гг. – партнер в Strategix: директор практики и вице-президент по европейской деятельности. С 2007 по 2011 г. – президент GMCS. В 2009 г. возглавил компанию НСТ − «Новые сервисные технологии». С 2011 по 2013 г. – партнер, руководитель практики «Телекоммуникации, мультимедиа и высокие технологии» в российском офисе компании Accenture. В EY – с 15 мая 2013 г.

Все эти факторы – одни глобальные, другие специфически российские – осложняют жизнь операторов.

Снижение потребления услуги в России скорее всего будет незначительным при любых условиях. Какая услуга – голос или данные – будет более востребованной, нужно посмотреть. Я уверен, что данные и data-трафик будут расти в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.

По исследованиям, которые EY проводила в прошлом году, 75% продаж смартфонов сейчас приходится на развивающиеся рынки. Сегодня там в обращении находится около 750 млн этих устройств. Мы ожидаем, что через три года эта цифра составит порядка 1,5 млрд смартфонов. А люди для чего покупают смартфоны? Чтобы обмениваться данными. Вот вам основания делать ставку на это направление. Поэтому операторы, во-первых, должны правильно позиционировать себя и продвигать соответствующий продукт, во-вторых, сделать тарифную политику достаточно гибкой, чтобы правильно капитализироваться с учетом возможностей, которые открывает обмен данными.

Вообще, лейтмотив всего, что будет происходить, – это гибкая тарифная политика. С моей точки зрения, будет расти конкуренция именно по тарифам, а не по качеству или зоне покрытия.

Относительно ОТТ-провайдеров пару-тройку лет назад операторы задавали себе вопрос: стоит ли с ними конкурировать, стоит ли их покупать, стоит ли становиться партнерами? Сейчас очевидно, что конкурировать с ними напрямую не получается: их слишком много, они очень быстрые, они создают новые продукты. Значит, нужно становиться партнерами. Не покупать их или, скажем, создавать венчурный фонд, который их купит, – нет, нужно создавать с ними альянсы. WhatsApp, например, уже имеет такие альянсы с рядом операторов (в том числе – с некоторыми присутствующими здесь), и активно развивается в этом направлении Viber.

Только опять-таки нужно модифицировать тарифную политику таким образом, чтобы и операторам что-то капало от использования этих сервисов. Это очень важно и требует отдельного обсуждения. А сейчас я просто отмечу, что тарифная политика может быть выстроена таким образом, чтобы получать прибыль от сотрудничества с ОТТ-провайдерами.

Третий блок – это импортозамещение. Здесь есть и плюсы, и минусы.

До этого мы покупали у одних коллег, теперь будем покупать у других коллег – с Востока. Но это лобовой аспект, а можно посмотреть на тему импортозамещения и по-другому. У нас есть федеральный закон о защите персональных данных (№ 152-ФЗ «О персональных данных». – «Ведомости»). По нему оператор является гарантом сохранности и конфиденциальности персональных данных. Однако согласно исследованию, которое проводила EY, каждый четвертый абонент не верит в сохранность своих данных у оператора, и это большая проблема. Но одновременно открывается возможность для оператора, который может и должен убеждать рынок, что в отличие от [порой сомнительных] ОТТ-игроков, которые непонятно где и непонятно кому платят налоги и вообще непонятно где существуют, именно он, оператор, является гарантом сохранности персональных данных. Которыми он если и делится, то с целью извлекать дополнительную выгоду в первую очередь для своих абонентов.

И наконец, регуляторика. Она у нас, без всякого сомнения, устаревшая. Мы в последнее время много говорим о том, как должен использоваться резервный фонд универсальной услуги. Операторам нужен будет доступ ко всему, на что они скинулись и что сейчас строится. И это, безусловно, должно правильным образом пересекаться с их LTE-стратегией, чтобы они могли планировать, как будут развиваться в тех регионах, где идет строительство. Коли деньги общие, резонно, наверное, будет, если они и использоваться станут всеми.

Ernst & Young Global Limited (EY)

Международная консалтинговая организация. Объединяет аудиторско-консалтинговые компании, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Выручка (за финансовый год, завершившийся 30 июня 2014 г.) – $27,4 млрд. Образована в 1989 г. при слиянии Arthur Young & Co. (основанной Артуром Янгом в 1906 г.) и Ernst & Whinney (основанной Элвином Эрнстом в 1903 г.). Оказывает услуги в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок. С 1989 г. работает в России.

И другое – это регулирование именно ОТТ-провайдеров, что также очень важно. Речь идет о регулировании именно с точки зрения рынка услуг. Сейчас операторы и операторская деятельность полностью зарегулированы. Операторы знают, что им можно, а что нельзя; сколько они должны платить; как они формируют свои тарифы. Ясно, что ОТТ-провайдеры пока в этом плане свободные артисты. А важно, чтобы и у них регуляторика присутствовала. Не в смысле пущу – не пущу, отключу – не отключу, а с точки зрения товарного рынка.

Хочу подытожить. За data, безусловно, будущее, и голос через 5–10 лет пойдет через data. Тут операторы должны работать по продвижению новых устройств и новых услуг как с вендорами, так и с собственными ритейл-сетями.

Гибкие динамические тарифы – это для всех и обо всем: и с точки зрения продвижения собственных услуг, и услуг третьих лиц (на которых при этом нужно зарабатывать деньги!). Это обеспечение безопасности данных. Делать на них деньги, но оставаться гарантом их сохранности.

В России неплохая телекомсвязь: в принципе, дешевая (у нас низкий ARPU) и очень приличного качества. Пытаться насытить рынок всем сразу или быть [во всем] первым – это не должно являться стратегией ни одного из операторов, нужно выбрать свою, более узкую приоритетную область для развития. Совмещенные с гибкой тарифной политикой уникальные пакеты услуг, обеспеченных за счет ОТТ-провайдеров и собственного R&D, – вот что диверсифицирует рынок и будет двигать отрасль в целом.

Автор - партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям отрасли связи, сектора технологий и медиасектора EY