Для нас b2b остался драйвером роста

Где «Мегафон» видит потенциал роста? Я здесь сегодня для того, чтобы рассказать, что этот потенциал роста в b2b. И я хотел бы поблагодарить коллегу из EY за весь тот набор мнений, которые были высказаны по поводу телекома в целом.

С большинством этих заявлений я скорее согласен. Но хотел бы отметить, что компании консалтинга на самом деле являются одними из самых требовательных клиентов на рынке b2b. Требования, которые предъявляют оператору игроки из консалтинга, очень тяжело выполнить в первый раз. Они связаны и с набором услуг, и с требованиями к SLA (соглашение об уровне предоставления услуги. – «Ведомости»), и с организацией труда. В тот момент, когда мы эти требования реализовываем (а мы это делали практически для всех крупных игроков), мы оказываемся на некоем следующем этапе развития продуктового портфеля. Это и является в данном случае ответом на вопрос про потенциал роста. То есть фактически потребление телекомуслуг, например, конкретно в EY является потрясающим примером того, как много можно потреблять услуг связи.

Влад Вольфсон

Окончил Киевский торгово-экономический университет и Хайфский университет (Израиль). 1998–2001 гг. – гендиректор TravelNet Ltd. (Израиль), директор по развитию Interaction Systems Ltd. (Израиль). 2002– 2003 гг. – коммерческий директор ЗАО «Геосистем навигейшн». Работал в «Корбина телекоме» – в том числе вице-президентом, затем до прихода в 2012 г. в «Мегафон – вице-президент ГК «Медси».

Перекидывая мостик от EY в целом на b2b, могу сказать, что корпоративный сегмент является безусловным драйвером в развитии потребления телекоммуникационных услуг.

Мы с вами очень много говорим о телекоме в целом и говорим, что потребление снижается, есть некая эрозия цены, ARPU падает, и т. д. Но на самом деле если разобрать общий телеком на составляющие, то мы увидим, что есть сегменты, которые продолжают расти, – в частности, b2b.

В «Мегафоне» сегмент b2b в 2014 г. показал рост по выручке – 14,2%. Таких двузначных цифр телеком в целом не видел уже несколько лет. Как мы этого добились? Есть несколько драйверов, один я уже упомянул. То есть прежде всего это абонентская база. На сегодняшний день 30% компаний России, почти каждая третья компания, являются корпоративным клиентом «Мегафона».

Во-вторых, это, конечно же, такие драйверы, как передача данных. Передача данных в целом в телекоме действительно имеет тренд, скажем так, к снижению прироста. Но в сегменте b2b, в корпоративном секторе рост продолжается – об этом свидетельствуют наши цифры. Например, прирост мобильной передачи данных в «Мегафоне» составляет 56% по году.

ОАО «Мегафон»

Основные акционеры (на 30 декабря 2014 г.): USM Holdings Limited Алишера Усманова и партнеров (56,32%), TeliaSonera (25,17%), 14,59% акций в свободном обращении. Капитализация (LSE) – $10,4 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2014 г.): выручка – 314,8 млрд руб., чистая прибыль – 37 млрд руб. Абонентов мобильной связи (на 31 декабря 2014 г.) – 72,2 млн (из них 69,7 млн – в России).

Поэтому все эти показатели, на мой взгляд, имеет смысл заявлять как потенциал роста в целом в телекоме. Потому что b2b никуда не делся и потребление здесь продолжает расти. Рост управленческой зрелости и организации труда от корпорации до малого бизнеса в России стимулирует потребление услуг связи. Если еще несколько лет назад для нас было привычным и естественным возить с собой флешки, диски и другие девайсы, то сегодня это является атавизмом. И это пробуждает совершенно естественное повышение спроса на услуги связи в этом секторе. И так же в b2b очень явно видна конвергенция услуг.

Еще один важный аспект: у нас в «Мегафоне» фиксированная выручка растет быстрее, чем мобильная. Например, фиксированная выручка от наших корпоративных абонентов выросла в 2014 г. на 18%. То есть потребность в этих услугах есть. А отсюда можно перейти уже к следующему этапу – конвергенции мобильных и фиксированных услуг, в которых, по моему убеждению, таится громадный потенциал для телекомрынка в целом.

Автор - директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона»